Валентина Эристави
«Применение подвижных игр в образовательном процессе детского сада». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
"Применение подвижных игр в образовательном
процессе детского сада"
Консультацию для педагогов подготовила воспитатель
МБДОУ№153 г. Иркутска Эристави Валентина Георгиевна
Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!
Публикация «„Применение подвижных игр в образовательном процессе детского сада“, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности. В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. (Издательство Воронеж 2013 г. О. Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа». В каких единицах можно измерить движения ребенка? Прежде всего — условных шагах. Для этого используется специальный прибор – шагомер. Это так называемый объем движений. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста при 12-часовом пребывании в детском саду (из них 2часа сон) он равен 7.5- 9.5 тысяч, у детей старшего возраста равен 11000-12500 тысяч шагов. Как видим, с возрастом количество движений у детей увеличивается. Другим показателем является продолжительность двигательной активности дошкольников. Дети должны двигаться не менее 45 - 50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня. Я считаю, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, при ее организации уделяю большое внимание планированию. Двигательная активность проявляется в самостоятельной деятельности детей, подвижных играх, утренней гимнастике, двигательно-оздоровительных физкультминутках, физических упражнениях после дневного сна, в сочетании с закаливающими процедурами (соляная дорожка, ребристая доска, массажный коврик, а также неделях здоровья, организованных совместно с родителями.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется мной в различное время дня в соответствии с режимом нашей группы.
Все подвижные игры делятся на три группы: малой интенсивности, средней и высокой.
К играм высокой интенсивности (подвижности) относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие игры, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный: ходьба, передача предметов, или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Утром до завтрака обязательно провожу игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры в небольших подгруппах. Это могут быть игры малой подвижности.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы по физическому воспитанию. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. А так, как в моей группе дети с тяжелым нарушением речи, у них, как правило,
страдает координация движений, отмечается заторможенность движений, им необходимо помочь это исправить. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. На участок выносим игрушки (вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (обручи, мячи, скакалки и т. д.). Разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу. При проведении игры привлекаю застенчивых детей в роли ведущих, обращаю внимание на малоподвижных ребят и стараюсь привлечь их в двигательную деятельность.
Физкультминутки (кратковременные физические упражнения) также повышают двигательную активность детей. Провожу их в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.
Двигательная активность детей в режимных моментах
Низкий уровень здоровья подрастающего поколения нас, воспитателей, не может не волновать, как и все общество. Многие ученые, такие как И. А. Аршавский, Т. Л. Богина и др., среди главных причин слабого физического развития детей и высокой заболеваемости называют снижение двигательной активности. Последствиями гипокинезии становятся атрофические процессы в скелетной мускулатуре. Особенно большое значение имеет двигательная активность в детском возрасте, т. к. природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством мышечной радости (И. П. Павлов, которое он испытывает, двигаясь. Совершенствование моторики ребенка повышает иммунобиологические свойства организма, его устойчивость к инфекциям. Поэтому надо найти оптимальный двигательный режим по объему, содержанию и форме. Для этого включаю двигательные упражнения и игры во все режимные моменты. Утро в тёплое время года начинаю с приема детей на прогулке, с проведения утренней гимнастики и подвижных игр. Опыт показывает, что сами дети среди всех других форм работы по физическому воспитанию отдают предпочтение подвижным играм. Игра способна организовать все силы ребенка, наполнить яркими эмоциями, заглушить чувство усталости. Подвижные игры рекомендуется проводить также днем и вечером во время прогулок, на физкультурных занятиях, в перерывах между занятиями. Стараюсь больше выбирать игры с беговыми и прыжковыми упражнениями, т. к. их наиболее любят дети, знакомлю с народными играми. Подвижные народные игры характеризуются подражательными действиями, некоторые из них связаны с повадками птиц или животных. В физкультурном уголке поместила картотеку с подвижными народными и спортивными играми, разграничив их по разным разделам (игры с бегом, прыжками, лазанием и т. д.). Перед выходом на прогулку наши ребята подготовительной группы их читают, вспоминают содержание и выбирают, в какие игры будут играть. Частенько дети вносят в них свое творчество, изменяют ход или правило игры.
Многие подвижные игры имеют речевое сопровождение, что очень нравится детям. Играя в них, у детей развивается связная образная речь, вырабатывается сила голоса, совершенствуется интонационная выразительность речи. Это такие игры, как «Цепи-цепи кованые», «Бабка - Ешка», «Два Мороза», «Гуси-лебеди», «Как у бабушки козел», «Мы веселые ребята» и многие другие. Подвижные игры очень сплачивают детей.
В режиме дня также всегда есть время для самостоятельной активной деятельности на прогулке, в группе после занятий, после завтрака и ужина. Двигательная потребность детей наиболее полно реализуется именно в самостоятельной деятельности при свободном режиме. Когда у детей накоплен опыт, они сами организовывают различные подвижные игры с установленными правилами или вносят свои творческие изменения в них, а также сюжетно-ролевые игры, в которых дети тоже много бегают, лазают, т. е. много двигаются, сами проводят физкультурные занятия.
Более подходящее время в режиме дня дошкольника для проведения подвижных игр - это, конечно же, прогулки. Желательно, чтобы на участках было место для игры в футбол, различные малые физкультурные формы для лазания, перепрыгивания, подлезания, перелезания и т. п. На прогулках обязательно провожу подвижную игру, спортивные игры и упражнения, индивидуальную работу с двигательными игрушками и пособиями.
Очень большое значение имеет физкультурный уголок в группе, а самое главное- это его хорошая насыщенность. Все атрибуты уголка должны иметь привлекательный для ребёнка вид, доступность и дети должны знать, как правильно и безопасно использовать тот или иной спортивный инвентарь.
В физкультурном уголке должен быть спортивный инвентарь, тренажеры для развития различных мышц, а также пособия для коррекционных упражнений. Детей необходимо научить пользоваться ими. И в последующем дети сами могут использовать содержимое физкультурного уголка для самостоятельной двигательной активности. Время для самостоятельной деятельности с физкультурным инвентарем ребенок выбирает сам между занятиями и другими режимными моментами. Так же сам ребенок выбирает себе партнера для спортивных игр и упражнений. Это помогает детям в социализации и коммуникации. В нашем спортивном уголке есть как покупной инвентарь, так и сделанный своими руками, руками родителей. Детям нравятся самодельные пособия, конечно, если они имеют привлекательный вид и приятные в обращении. У мальчиков пользуются популярностью боксерские перчатки, мягкие маты, эспандеры. Девочки любят скакалки, обручи, султанчики. Наши дети очень любят спортивный уголок, умеют пользоваться всеми пособиями и атрибутами, с удовольствием занимаются и показывают друзьям свои навыки и умения. Устраивают между собой соревнования в ловкости.