Елена Устинова
Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад посёлка Солидарность
Доклад для педагогов:
«Песочная терапия в ДОУ»
Подготовила:
педагог - психолог
Устинова Е. А.
Ноябрь 2018
Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками, в процессе которой ребёнок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.
Публикация «Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Игра с песком (Sandplay, или метод песочной терапии в наше время всё больше завоёвывает популярность у специалистов. Он применяется в сказкотерапии, арт – терапии, психодраме, гештальт – терапии.
Метод Sandplay представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианских психологов, во время которого анализируемый – ребёнок или взрослый строит собственный мир из песка или миниатюрных фигурок.
Этот метод имеет интересное прошлое, активное настоящее (происходит дальнейшее развитие устоявшихся основ теории и техники) и перспективное будущее. Песочная терапия – сравнительно молодой метод научной психологии, но известный с давних времен в общечеловеческой практике.
Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племён навахо. В практике индейцев эти изображения использовались в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей. Употребление песочных изображений было характерной особенностью огромной оздоровительной системы: для исцеления использовались особые ритуалы, центральным элементом которых было «рисование песком». Лекарь племени создавал на земле символическое изображение из цветного песка – духовный и физический ландшафты, в которых существуют пациент и его болезнь (включая причины заболевания и пути к исцелению).
Клер Бейкер в своей статье «Рисунки на песке навахо и песочная терапия» анализирует связь между песочными рисунками индейцев и Sandplay. И песочные картины племён навахо, и песочная терапия – это излечивающие методы, которые активизируют психическую энергию и открывают перед человеком возможность изменения. Кроме того, оба метода работы с песком улучшают коммуникацию между участниками процесса.
История песочной терапии началась в первой декаде XX столетия. Английский писатель фантаст Г. Уэльс, наблюдая за своими двумя сыновьями, играющими на полу с миниатюрными фигурками, понял, что они прорабатывают свои проблемы в отношениях друг с другом и другими членами семьи. В 1911году в книге «Игры на полу» Уэльс описал спонтанную игру без правил, в которую он играл со своими сыновьями, используя миниатюрные фигурки и мелкие предметы. Эти игры длились иногда по несколько дней. Действие происходило на пространстве, ограниченном досками. Из ящиков мастерились дома, населялись людьми, появлялись лодки, поезда и животные. На полу детской вырастали фантастические города и острова.
Писатель считал, что детская способность к игре лежит в основе широких творческих идей в будущем, во взрослой жизни, и знакомил общественность с этим мнением с помощью своей книги.
Интерес Уэльса к развитию творческого воображения пересекался с изучением коллективного бессознательного К. Г. Юнга. Сам Уэльс никогда не осознавал психотерапевтического значения игры. Ему не приходило в голову психологически интерпретировать эти спонтанные конструкции даже тогда, когда он обнаруживал, что дети находят «странную радость» в такой игре.
Несколько лет спустя, в начале 20-х годов прошлого века, это сделала английский врач – педиатр, основатель Лондонского института детской психологии Маргарет Ловенфельд. Описание игр и использование материалов в книге Уэлса вдохновили её на создание психотерапевтической техники. Ловенфельд рассмотрела потенциал использования маленьких фигурок, дающих ребенку возможность выразить свои глубочайшие мысли и чувства.
Она собрала в «чудо – ящик» огромное количество разнообразного материала – цветных бус, палочек, игрушек, бумаги. Её цель состояла в том, чтобы найти привлекательный для детей способ свободно выражать свои чувства и мысли без помощи слов, позволяющий наблюдателю и ребёнку общаться.
В 1929году Ловенфельд впервые поставила в своём кабинете Лондонского института детской психологии два цинковых подноса – один наполовину наполненный песком, другой – водой, и формочки для игр с песком. До этого в кабинетах психотерапевтов играли в основном на полу. Детям стали доступны одновременно три средства самовыражения: песок, вода и игрушки. Игрушки хранились в маленьком шкафчике, всё содержимое которого получило название «Мир». Так родилась «Техника мира», ставшая инструментом исследований М. Ловенфельд. Когда дети расставляли миниатюры в ящике с песком, все аспекты их внутренней жизни получали наглядность, их можно было объективно фиксировать в записи и анализировать.
В 1935году Ловенфельд опубликовала свою первую книгу «Игра в детстве», в которой утверждала, что «без игры невозможно нормальное и удовлетворительное развитие ребёнка», и характеризовала игру как «адаптивный процесс, продолжающийся всю жизнь и имеющий большое влияние на способность человека выживать в физическом мире и вечно изменяющейся социальной среде».
Такой терапевтический эффект не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами других стран. Швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. Юнг посоветовал своей ученице Доре Калфф обратить внимание на психотерапевтические возможности игр на песке. Она обнаружила, что «Техника мира», созданная Ловенфильд, не только даёт детям возможность выражать страх и гнев, но также поддерживает и обеспечивает те процессы переноса и индивидуализации, которые она своё время исследовада вместе с К. Г. Юнгом. Калфф стала развивать этот метод, назвав его «Sandplay», а в наши дни он получил широкую известность как «Песочная терапия». Калфф создала свой уникальный метод, объединив теорию Юнга с техникой Ловенфильд, внеся в него теоретическую базу английской психологии и теоретической философии. Песочная терапии Доры Калфф базировалась на убеждении Юнга, что душа может быть активизирована на достижении цельности и исцеления.
На сегодняшний день существует несколько видов «песочниц», используемых в работе с детьми в соответствии с доминирующими психолого – педагогическими задачами.
1. Игровая песочница – конструирование из песка (создание детьми из мокрого или сухого песка разнообразных сооружений и их обыгрывание, а также изготовление песочных фигурок из песка с использованием различных формочек). Игровые песочницы различной формы чаще всего устанавливают на улице, на участке, а также в групповых комнатах детского сада, кабинетах специалистов. Основная педагогическая задача деятельности в песочной среде – развитие фантазии, игровой и манипулятивной деятельности детей. Этот вид песочницы чаще всего используется с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
2. Терапевтическая песочница (юнгианская песочница) – внешне представляет собой песочницу из дерева, дно и борта которой выкрашены в голубой цвет. Основная задача данного метода: выявление, коррекция и преодоление возникших у ребёнка психологических проблем.
3. Дидактическая песочница – это песочная среда, (песочница, песочный планшет, поднос для песка или другая ёмкость) которая используется для проведения с детьми фрагмента или целого занятия познавательного характера. Основные задачи данной песочницы – познание окружающего мира, развитие познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения) и речи, обучение умениям и навыкам.
4. Графическая песочница – представляет собой специально созданную песочную среду для рисования песком (специальные подносы для рисования песком, световые планшеты и столы). Основная задача – развитие графических навыков, мелкой моторики руки, фантазии и творчества.
Хотя каждый вид песочницы решает преимущественно свои задачи, не исключена их интеграция. Так, например, работая в терапевтической песочнице, можно решать и образовательные задачи. А за световым столом – гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка.
Также есть очень интересное направление песочной терапии – использование и применение кинетического песка.
Кинетический живой песок (который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконового полимера 2%, связывающей его частицы между собой. Он приятный на ощупь, безопасен для детей, воздушный, рассыпчатый, отлично лепится, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам.
Цель использования кинетической песочницы для детей — это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Играя с кинетическим песком, ребенок прорабатывает негативные эмоции, чувства и ощущения, песочная терапия позволяет выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождает от страхов и, пережитый негатив, не преобразуется в психотравму. Кроме того, кинетический песок идеален в работе с психосоматическими проявлениями, поскольку дает прочувствовать связь внутреннего и внешнего и ощутить одновременно зыбкость и силу этой связи, способность влиять на внутреннее состояние и контролировать свои эмоции.
Кинетический песок эффективен при работе с агрессивными детьми, гиперактивными детьми, застенчивыми и «зажатыми» детьми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом. Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. Особенно полезен такой песок для детей раннего и дошкольного возраста.
Цель использования кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) — это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.
Кинетический песок для детей дошкольного возраста (с 3 до 6-7 лет) обладает всеми теми же достоинствами, что и для детей раннего возраста, кроме того развивает самовыражение и самопознание, умение выражать свои чувства и эмоции, развивает творческий потенциал, образно-логическое мышление. Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально - личностные качества. Игра с кинетическим песком является еще и отличным диагностическим методом, дает возможность увидеть и понять, что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, дает возможность отработать негатив, проработать конфликтные ситуации в игре. Все это позволяет успешно использовать кинетический песок в индивидуальных психологических консультациях и коррекционных занятиях детей и взрослых.
Какой эффект можно увидеть практически сразу, на первом занятии?
Ребенок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется фон настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, активно задействуется речь и коммуникативные навыки.
В последующем, после регулярных занятий, происходит то самое «волшебство», начиная от развития моторики, сенсорики, речи и заканчивая коррекцией гиперактивности, застенчивости, агрессивности и психосоматических проявлений.
Не менее интересное и увлекательное занятие – рисование и создание композиций из цветного песка.
Одна из важных функций цветного изобретения — развитие моторики рук. Это очень важно в детском возрасте, а также при каких-либо травмах.
Вторая, не менее важная деталь — это расслабляющая терапия от занятия с песком
В-третьих, когда ребенок лепит или рисует с помощью песка, он развивает свое воображение, фантазирует, придумывает что-то свое необычное.
В-четвертых, занятия с песком развивают в ребенке аккуратность, усидчивость и внимательность.
С изменениями в образовании, происходящими в настоящее время, для своей работы я стала искать новые возможности для обеспечения эффективности процессов коррекции и социализации детей. Так, в моём кабинете появились помимо стандартной «юнгианской» песочницы, кинетический песок, цветной песок и стол с подсветкой.
Больше всего детям, взрослым, да и мне самой очень понравилась технология работы с песком на столе с подсветкой. Я изготовила такой стол самостоятельно, соблюдая необходимые инструкции. Стол получился довольно большой, нам для работы с подгруппой детей очень удобно.
Эта технология своими корнями уходит далеко в древность и берёт своё начало в индии.
Сегодня специально созданное оборудование позволяет использовать песок для создания завораживающих изображений. Рисование песочных картин в настоящее время, получив большую популярность во всем мире, стало одним из направлений изобразительной деятельности и появления новой изобразительной техники – «Sand-art».
Ребенка в песке, прежде всего, привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Данная технология сочетает в себе педагогическое и арт-терапевтическое направления, что позволяет её использовать, в том числе в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Процесс песочного рисования прост и доступен, поскольку не требует специальной подготовки, сложных изобразительных умений и навыков. Легкость рисования песочных картин обусловлена и тем, что песочные рисунки несут в себе возможность трансформации, изменения рисунка, получения нового изображения на основе имеющегося. Эта технология даёт детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, дополнить рисунок деталями, быстро достигать желаемого результата. В случае, если ребёнку не нравится рисунок, его можно удалить, смахнуть рукой, и начать заново, что вряд ли возможно при обычном рисовании.
Рисование песком имеет значительный развивающий потенциал. В процессе создания песочных картин гармонично объединяются голова (разум, руки (тело, и сердце (душа). Так, рисование песком развивает тактильно – кинестетическую чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, поскольку песок состоит из мельчайших крупинок, и при взаимодействии с ними активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. Поскольку данная технология позволяет рисовать двумя руками одновременно, можно успешно развивать у ребёнка межполушарное взаимодействие, зрительно – моторную координацию. Также активизируются мыслительные резервы, пробуждается детская любознательность, происходит концентрация внимания, проявляется увлеченность деятельностью, усидчивость, развивается воображение, а если рисунок коллективный, то и совершенствуются умение общаться, сотрудничать, планировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
Рисование песком в целях стабилизации и коррекции эмоциональной сферы может быть использовано в работе с детьми, имеющими такие проблемы как: агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с детьми, имеющими различного рода психосоматические заболевания, ограниченные возможности здоровья.
Суммируя все преимущества и педагогические ресурсы технологии «Sandplay», её терапевтические, развивающие, художественные и коррекционные достоинства, можно с уверенностью констатировать, что её можно с успехом применять в педагогическом процессе детского сада, школы и даже специальных коррекционных заведениях.