Получи документы

Применение мнемотехники в работе по развитию связной речи

Юлия Крысенок
Применение мнемотехники в работе по развитию связной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Как все педагоги дошкольники я знаю как много в нашей работе различных проблем, но один вопрос мне не давал покоя: «Почему, несмотря на большую работу с детьми по развитию речи на занятиях и вне их результаты оставляют желать лучшего» Я пришла к выводу, что данная проблема актуальна, связанная со следующими обстоятельствами:

Публикация «Применение мнемотехники в работе по развитию связной речи» размещена в разделах

- Во-первых анализируя образовательную деятельность, а также результативность качество обучения, общаясь со специалистами (муз. руков, логопедом, учителями начальных классов приходится констатировать, что у детей очень слабо развита связная речь, можно отметить её скудность.

- Во- вторых анализ диагностического обследования детей за последние годы показал, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является не способность детей к самостоятельному рассказыванию, пересказу, запоминанию.

- В-третьих у родителей недостаточно знаний, чтобы решать эту проблему самостоятельно, необходимо тесное сотрудничество со специалистами, воспитателями.

Определила главную цель: развитие связной речи детей.

Сформировала задачи :

- умения связно высказывать свои мысли,

- строить диалог, монолог,

-развивать речевое творчество, выразительность речи,

-развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности,

-Воспитание интереса к речи, как к особому объекту познания, подготовка к чтению.

Для решения указанных задач мною было проанализировано достаточное количество литературы, но я остановилась на методике ПолянскойГ. Б «Изучение метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», пособии Л. Е Ефименко «Формирование речи у дошкольников»., Т. В. Большевой «Учимся по сказкам».

Таким образом я подготовила свою систему работы на тему : «Применение мнемотехники в работе по развитию связной речи», которую я успешно использую в своей практике, для того чтобы максимально постараться развить связную речь детей при подготовке к школе.

Мнемотехника -

это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать :

Связную речь

Ассоциативное мышление;

Зрительную и слуховую память;

Зрительное и слуховое внимание;

Воображение

Для того, что бы выработать у детей с самого раннего возраста определённые навыки и умения самостоятельного рассказывания, пересказа использую мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Работу по применению мнемотехники в приобщении детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству, начали с простейших мнемоквадратов, в которых отражены основные признаки предметов или героев. На представленных мнемоквадратах изображены известные животные: лиса- рыжий хвост, заяц – длинные уши и лягушонок.

На следующем этапе работы переходим к мнемодорожкам.

Предлагаю разобрать представленную мнемодорожку.

В первом квадрате мы видим силуэт девочки, далее – корзинка, затем – ёлочка и последний - гриб. Получилась фраза из сказки: Маша взяла корзинку и пошла в лес за грибами.

После работы с мнемоквадратами и мнемодорожками переходим к мнемотаблицам.

Мнемотаблица - графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо готовить цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы. Если елочка то зеленая, лисичка-рыжая, солнце- желтое, медведь большой коричневый круг.

Размер мнемотаблиц делаю различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Для младшего возраста - таблицы на 4 клетки(2x2, на 9 клеток(3x3).

Для среднего возраста - таблицы на 9 клеток(3x3,на 16клеток(4x4).

Для детей старшего возраста - таблицы на 16 клеток (4x4, на 25 клеток (5x5).

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3 этапов :

1этап – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап – после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

В старшем возрасте детям предлагается самим сделать графическую зарисовку мнемотаблицы по памяти. Затем каждая таблица воспроизводится ребенком при показе.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании рифмованных текстов устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, считалки, заклички, скороговорки, потешки,небылицы, прибаутки, присказки, шутки). Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематически, после этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы.

Предлагаю вашему вниманию мнемотаблицы для старшего возраста. (потешка)

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор

Сам на лошадке, жена на коровке,

Дети на телятках, внуки на козлятках.

Мнемотаблицы помогают детям быстро запомнить стихотворение

(Стихотворение «Осень»)

У детей наибольшие затруднения возникают в составлении описательных рассказов о предметах. Детям сложно удержать в памяти последовательность, которая является планом рассказа описания. Для решения данных задач применяю схемы различной направленности для составления описательных рассказов об игрушках,

Описание игрушки

1. Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме.

3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например большой и маленький мячи. Детям напоминают, что, характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой — маленький», надо использовать понятия «высокий — низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево. Развиваются тактильные ощущения.

5. Части игрушки. Указывает из каких частей сделана

6. Действия с игрушкой

По аналогии составляем описательные рассказы об овощах и фруктах.

Описание овощей и фруктов

1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.

2. Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник и овал.

3. Величина. Изображены 2 контрастных по величине плода, например большое и маленькое яблоки.

4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.

5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка.

6. Как употребляется в пищу. В квадрате изображены тарелки, вилки, ложки и ножи. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т. п.

Описание времен года

Составлению рассказов по этой схеме предшествует подготовительная работа, которая проводится на прогулках и в свободное от занятий время.

1. Солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т. п.

2. Небо. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т. п.

3. Земля. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и желтая или на ней появляется первая травка и т. п.

4. Деревья. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают; появляются почки; деревья покрыты яркой зеленой листвой и т. п.

5. Люди.. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Например : зимой холодно и люди надевают зимние пальто и шубы, теплые шапки и сапоги, варежки и шарфы и т. п.

6. Звери. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года. Например : зверям в лесу не хватает корма, они впадают в спячку; звери запасают корм на зиму, меняют «шубки» и т. п.

7. Птицы. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Например : готовятся к отлету или вьют гнезда, выводят птенцов и т. п.

8. Занятия детей. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в реке и т. п.

Описание предметов одежды

Описание предметов посуды

Таким образом используемые мнемотаблицы нашли применение во всех видах классификации, в описании явлений природы.

С успехом применяю разработанные таблицы при пересказе литературных произведений. Таблицы помогают детям не добавлять лишнего, упускать важные детали. Дети легко передают содержание рассказа в силу того, что получили готовый план образец.

(Е. Пермяк «Первая рыбка»)

А в дальнейшем у детей появляется желание передать литературные образы в театрализации, этюдах, изо –деятельности, изображать героев произведений, составление коллажей,. К. Д. Ушинский «Медведь и солнце»

Коллаж- это разновидность мнемотехники

Лист картона или плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

Цели работы с коллажем : Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Работу с коллажем делю на три этапа:

На 1 этапе - предлагаю детям рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.

На 2 этапе - составляем сюжет с использованием всех картинок (с детьми младшего возраста - составляет воспитатель,

дети старшего возраста – самостоятельно).

Если коллаж содержит цифры или буквы, то я задаю наводящие вопросы. Пример : «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п.

На 3 этапе - осуществляем пересказ сказки или проговариваем наизусть выученное произведение.

После такой работы дети чувствуют себя увереннее, словарный запас у них значительно обогащен. Они правильно оформляют свою мысль. Повышается речевая активность, которая побуждает их к общению с детьми и взрослыми.

Если просмотреть результативность по развитию речи, то видно, что повысилась динамика по разделам:

Формирование словаря- Д- 0,7

Связная речь – Д-0,4

Грамматический строй речи - Д -0,2

Публикации по теме:

Игра лото «Предмет и изображение»Игра лото «Предмет и изображение» Уважаемые коллеги предлагаю посмотреть игру лото "Предмет и изображение" Игру презентовала нам завхоз. Наводила порядок в своих закромах.

Презентация «Мой дом» для работы с детьми с ОНР по лексическим темам «Мой дом», «Моя семья» Добрый день уважаемые мааамовцы! Сегодня я хочу представить вашему вниманию презентацию "Мой дом". Не знаю как у вас, а у меня иногда в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение мнемотехники в работе по развитию связной речи
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 14:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение мнемотехники в работе по развитию связной речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Крысенок в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД