Наталья Грушевская
Консультация для родителей «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на общешкольном родительском собрании.
"Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи
подростку в кризисных ситуациях"
Некоторые родители скептически относятся к этой теме. «Меня это не коснется, у меня ребенок спокойный, домашний. Да дай бог!
А что мы знаем о наших детях, кроме того, что они у нас самые лучшие, тихие и честные? Сидят тихо у компьютера, играют. По подворотням не шатаются, спиртное и наркоту не употребляют. А что там у них в душе? С кем они дружат и дружат ли вообще? И где эти друзья? Чем дышат? О чем мечтают? Что слушают, смотрят, читают и читают ли вообще?
Темочки:
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Суицид. Профилактика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Знать об этом нужно!
Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей проблеме, беде или вызвать сочувствие окружающих.
Я озвучу общие причины суицида среди детей и подростков.
Потери
Разрыв романтических отношений
В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений - травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за позой презрения - чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа “время лечит” или “есть и другие” обидны для чувства молодого человека и отражают неприятие их реальности.
Смерть любимого человека
Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что ребенком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьей горе часто отодвигает ребенка на задний план. Многие взрослые считают, что он не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они.
Потеря “лица”
Когда ребенок публично заявлял о, каких-то, своих намерениях и желаниях, обещаниях, а исполнить не смог, потерпел неудачу, посчитал себя униженным, раздавленным.
Развод
Потеря одного из родителей вследствие развода наносит больший ущерб чувствам ребенка, чем это принято считать. Многие дети и подростки чувствуют ответственность за развал семьи. Надуманный или реальный страх перед возможным разводом также вызывает непереносимые страдания.
Давления
Давление в школе
Завышенные для него требования - стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.
Давление со стороны сверстников
Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; музыкальные пристрастия.
Давление родителей
Успех; деньги; выбор колледжа; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями.
Низкая самооценка
1. Физическая непривлекательность
2. Одежда
3. Физическое бессилие
4. Неуспешность в учебе
Недостаток общения
Дети чувствуют себя настолько изолированными и одинокими, что уверены, что никто им не поможет и никто не позаботится о них, они никому не нужны. Так это или нет на самом деле - не имеет значения. Суть в том, как они это воспринимают, страдая в молчаливой изоляции.
Большую роль играют также алкоголь, психотропные вещества, т. к. у подростков повышается вероятность возникновения внезапных импульсов, неконтролируемых поступков.
Дети из неблагополучных семей, в силу недостаточного внимания к себе ищут выход из положения самостоятельно. В числе причин попыток самоубийства подростков чаще других отмечается дефицит их общения со сверстниками. Безразличие со стороны родителей и друзей, неурядицы в семье и трудности в школе, психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию – все это может привести подростка к мысли о самоубийстве как о средстве избавления от угнетающих его проблем.
Все эти причины объединяет одно и самое существенное обстоятельство – ребенок не чувствует себя понятым и принятым.
Основная причина большинства суицидов – это одиночество человека. Он решил свести счеты с жизнью оттого, что его не понимали. Не было ни одного человека, способного понять его переживания ни среди сверстников, ни среди взрослых. Отчего потенциальные самоубийцы воспринимают себя как отверженных и никому ненужных "чужаков". Окружающие не понимали глубину переживаний и депрессивного состояния ребенка и не помогли ему найти другой выход.
Еще один важный момент. Трудности в отношениях с родителями, со сверстниками – не единственный фактор, который может довести подростка до самоубийства.
В детском, подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Многие дети уверены: смерть имеет начало и конец. В их представлении смерть можно сравнить с длительным отсутствием или, например, болезнью. Многие дети убеждены, что совершив суицидальную попытку, они умрут «не до конца»
Семилетний мальчик после попытки повешения рассказал, что решил умереть, поскольку мама после каждого проступка угрожала отдать его в приют за плохое поведение. Крики, слезы, мольбы – ничего не помогало, и тогда он решил повеситься.
- Буду висеть и смотреть, как она убивается, а потом все у нас будет хорошо – сказал малыш.
-Когда потом? – спросили его.
- Потом, когда смерть пройдет…
Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой.
За компьютером современные российские дети проводят в среднем 3 часа в день. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете.
Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве.
В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.
При этом радикальные меры здесь не помогут. Отключать ребенку Интернет совсем и лишать его такого источника информации не стоит. Нужно контролировать, чем занимается ребенок в Сети. К тому же, если ребенок все свободное время проводит в Сети, избегает живого общения, то стоит обратить на это внимание. В социальных сетях появляются сайты и группы, которые представляют собой эдакие "клубы самоубийц". И они появляются чаще, чем закрываются и остается еще достаточно ресурсов, где начинающий самоубийца может найти единомышленников. Всего несколько ключевых слов в любом поисковике и перед нами множество советов, желающим покончить с собой. Кроме того, многие сайты, изначально предназначенные для помощи потенциальным самоубийцам, на практике занимаются обратным.
А если ребенок еще и внушаемый…
Как распознать, когда ребенок задумывается о самоубийстве.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом
нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3
группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем
душевном состоянии. Он или она могут:
– прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”, “Я
не могу так жить дальше”;
– косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого
проблемой” или “Тебе больше не придется обо мне волноваться”;
– много шутить на тему самоубийства;
– проявлять нездоровую заинтересованность темой смерти.
Поведенческие признаки:
– раздавать другим вещи, имеющие для их хозяина большую личную
значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
– демонстрировать радикальные перемены в поведении: есть слишком
мало или слишком много, спать слишком мало или слишком много, стать
неряшливым, пропускать занятия в школе, не выполнять домашние задания,
избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, находиться в
подавленном настроении, быть замкнутым в семье и в компании друзей, быть
чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру, ощущать
попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
– проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки :
Человек может решиться на самоубийство, если он социально изолирован (не
имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным, живет в
неблагополучной семье, ощущает себя жертвой насилия — физического,
сексуального или эмоционального, предпринимал попытки суицида раньше, склонен
к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых
или членов семьи, перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод
родителей, излишне критически относится к себе.
Что делать?
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы
помогут изменить ситуацию.
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В
состоянии душевного кризиса любому из нас нужен тот, кто готов нас выслушать.
Старайтесь понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже
имеют конкретный план самоубийства, ситуация более угрожающая, чем если эти
планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать
серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек,
еще недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную
деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и
жалобам подростка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не
давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в
состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт
показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад
возможности открыто сказать о своих проблемах.
Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни,
пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!
Вывод: суть любой поддержки человека, находящегося в ситуации депрессии, когда
этот «фундамент смысла» жизни из-под ног ушел, дать ему другой, вернуть ему
почву, вернуть ощущение того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот
смысл, покажите, что вы его любите.
Кто это сделает, если не вы?
В конечном итоге главным инструментом спасения детей остается семья. А это в свою очередь ставит на повестку дня вечные вопросы о детско-родительских отношениях. Контроль и, в то же время, уважение частной жизни своего ребенка, умение погружаться в его проблемы.
Уважаемые родители!
У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже нам взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Поэтому если ваш ребенок доверил вам свое «горе», не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда он немного успокоится и сможет более спокойно мыслить. Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличии большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу «все или ничего».
Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы он знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
У меня для вас уважаемые родители, есть небольшой совет, который должен стать для вас законом: подросток заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! И еще: ребенок, подросток должен знать, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.
Дети, подростки должны уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте нежность, показывайте, что всегда готовы прийти на помощь. Также не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
Говорите на самые различные темы и обязательно развивайте понимание того, что любая неприятность, даже самая «смертельная», гораздо меньше, чем вся жизнь! И пока эта жизнь продолжается, все можно поправить.
Будьте своему ребенку другом, советчиком, защитником. Не забывайте говорить о своей любви к детям и учите любить их самих.
Спасибо за внимание!