Спицына Наталья
Ход занятия-тренинга «Преодоление агрессивности подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление агрессивности подростков
Занятие-тренинг для старшеклассников
Ход занятия-тренинга
- Здравствуйте! Перед началом тренинга давайте вспомним правила работы в группе.
Упражнение «Приветствие» «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Описание
Публикация «Ход занятия-тренинга „Преодоление агрессивности подростков“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Педагог даёт команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Поздороваться с помощью глаз.
3. Поздороваться с помощью улыбки.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожелать удачи.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Лекция «Агрессия. Агрессивное поведение»
В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия», употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями, и с негативными мотивами, а также с негативными установками и разрушительными действиями.
В психологии под агрессией понимают стремление, проявляющееся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других или доминировать над ними.
Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.
Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания, вреда жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели.
Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. Называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу. (Примеры)
Агрессия принимает разнообразные формы – явные и латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления,
(Примеры) - активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях.
Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются открытые формы - конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы.
Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть.
Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. (Примеры)
Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии.
Агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Агрессивное поведение может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»).
Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Агрессивное поведение может быть косвенным – неприязнь, ирония.
- Становление агрессивного поведения - сложный процесс, в котором действует множество факторов.
Интерактивная беседа «Чем определяется агрессивное поведение?»
Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства.
Упражнение «Если, то…» (автор О. Л. Гончарова)
Цель: оценка и анализ поведения в ситуациях, формирование адекватных реакций в ситуациях.
Инструкция: «Участникам предлагается продолжить предложения:
Если меня сильно разозлить, то я могу…
Если меня кто-нибудь раздражает, то я могу…
Если меня кто-нибудь ударит, то я могу…
Если на меня кто-нибудь будет кричать, то я могу…
Если кто-нибудь будет шутить надо мной, то я могу…
Оцените и проанализируйте, те предложения, в которых выражено ваше агрессивное поведение».
Упражнение-тренинг «Рояль»
Вступительное слово ведущего: «Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием, настроением? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».
Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а педагог их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу (или прикрепляет на доску) как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет,
Можно задать вопрос – как люди справляются?, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.
Педагог подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т. д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Подростков необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».
Переход к обсуждению выборов: «А если эта «клавиша» - наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»?.
Педагогу необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.
АНКЕТА «МОЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА» (автор О. Л. Гончарова)
Инструкция: ответьте на следующие вопросы.
1. Раздражают ли вас окружающие люди? Почему? ___
2. Как часто вы срываетесь на них? ___
3. Считаете ли вы себя раздражительным человеком?___
4. Считаете ли вас окружающие люди раздражительным человеком?___
5. Как вы реагируете на замечания окружающих людей? ___
6. Владеете ли вы своими эмоциями независимо от ситуации?___
7. Трудно ли вам сдерживать свои эмоции? ___
8. Как часто вы переживаете за свою несдержанность? ___
9. Как часто у вас возникают конфликты? Почему? ___
10. Легко ли вам контролировать свои эмоции в конфликте? ___
11. Как вы думаете вы эмоциональный человек? ___
12. Хотели бы вы научиться контролировать свои эмоции? ___
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
Анализ проведенного занятия.
Спасибо за работу! До новых встреч.