МААМ-картинки

Преемственность дошкольного и начального школьного образования для детей с ОНР

Шеншина Татьяна Васильевна
Преемственность дошкольного и начального школьного образования для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Преемственность дошкольного и начального школьного образования для детей с ОНР».

Проблема преемственности дошкольного и начального образования актуальна в психолого-педагогической науке уже несколько десятков лет. Для семилетнего ребенка поступление в школу – значимый этап в жизни. Многолетняя практика доказывает, что не все дети подготовлены к школьным требованиям и эмоционально мотивированы к смене учебного заведения (детский сад – школа). Из множества понятийных высказываний о проблеме преемственности остановимся на мнении А. В. Запорожца: «Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе». [1].

Публикация «Преемственность дошкольного и начального школьного образования для детей с ОНР» размещена в разделах

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 1 января 2014 года, особое внимание уделено охране и укреплению как физического, так и психического здоровья детей (их благополучию в эмоциональной сфере). Именно в ФГОС ДО подчеркнуто, что дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить «преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ различных уровней…» [2].

Дети, посещающие логопедические группы дошкольных учреждений, кроме диагноза ОНР имеют ряд сопутствующих заболеваний, которые требуют соблюдения щадящего режима образовательной деятельности, четкой систематизации нагрузок и чередования видов деятельности. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [3]. Результативности можно добиться при организации работы по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, в синтезе взаимодействия педагога-психолога и воспитателя логопедической группы.

Для эффективной работы по подготовке дошкольников группы компенсирующей направленности к школе разработана и внедрена развивающая программа «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи», которая опирается на:

• программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищева Н. В. ;

• парциальную программу эмоционального развития дошкольников Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»,

• психологическое сопровождение дошкольников при подготовке к школьному обучению Т. В. Ананьевой.

Современные дошкольники испытывают значительные трудности в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, с детьми (старшими по возрасту и сверстниками, а также стремления взрослых форсировать их интеллектуальное развитие. При наличии проблемы речевого развития, дошкольники имеют минимальный лексический запас, замещая речь выполнением объясняемого («легче сделать, чем объяснить», не имеют навыков использования монологической и диалогической речи, не желают демонстрировать свои речевые ошибки, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Работа, направленная на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении очень актуальна и важна детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, с неврозами, легкими задержками психического развития.

Данная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (на 2 года) во-первых, данный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Во-вторых, сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Цель: адаптация детей к условиям образовательной деятельности, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона развитие коммуникативных навыков, развитие эмоциональной сферы детей.

Задачи:

Формирование у детей произвольной регуляции поведения;

Устранение и предупреждение негативных качеств характера, таких как агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, пр. ;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование навыков и умений связного речевого высказывания;

Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания;

Развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;

Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;

Развитие моторики и координации движений;

Развитие творческих способностей: воображения, фантазии.

Обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста, имеющие проблемы с речью.

Основные методы обучения: этюды, телесно-ориентированные упражнения, игры с правилами (словесные, подвижные, музыкально-ритмические, хороводные, игры (на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения., чтение художественных произведений, элементы сказкотерапии с импровизацией, игры на развитие навыков общения., пальчиковая гимнастика, арт-терапия, аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, музыки для релаксации).

Результат: у ребенка будут развиты эмоциональная устойчивость, умение контролировать свои эмоции, уверенность в преодолении трудностей, насколько он будет способен предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности - настолько легко он сможет справиться с периодом адаптации к школьному общению, успешно подготовиться к обучению.

Программа «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» включает в себя занятия с детьми (10-12 человек, разгрузочные пятиминутки, методические рекомендации при проведении занятий познавательной направленности, индивидуальные задания. Систематизирован по тематическим блокам и эмоциональным характеристикам игровой, художественный материал, адаптированы игровые ситуации, классифицирована стихотворная (фольклорная) база.

Пример планирования конспекта открытого занятия по социально-коммуникативному направлению «Волшебный сад» с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Цель: формировать чувство принадлежности к группе, создать условия для самовыражения; учить детей действовать согласованно; упражнять в умении различать и передавать эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства; развивать воображение, внимание, выразительность речи и движений, невербальные формы общения; воспитывать вежливость, доброе уважительное отношение друг к другу; создать позитивное настроение.

Материалы: клубок ниток, карточки из игры «Азбука настроений» (изображения зверей с различными эмоциональными состояниями, набор слов для упражнения «Будь внимателен!», шапочки для «волшебников и цветов», аудиозапись со спокойной музыкой (вальс).

Ход занятия:

1 приветствие

2 игра с клубком «Расскажи о себе»

3 упражнение «Связующая нить» (движение по кругу)

4 игра с карточками эмоций «Угадай-ка» (сидя в кругу)

5 пантомимическое упражнение «Пройдись как…» (ходьба по залу)

6 упражнение «Помогите отыскать» (передвижение по залу, контакт глаз со взрослыми)

7 игра «Будь внимателен!»

8 игровой момент «Найди пару» (контакт глаз, бег друг к другу)

9 этюд «Волшебный сад»

10 «Общий круг»

В Программе прописано взаимодействие между специалистами дошкольного учреждения, для детей с ОНР необходима помощь во всех направлениях развития. Особое место уделено работе с родителями, для которых, чаще приоритетным остается интеллектуальное развитие, особенно речевая составляющая. На мастер-классах, тренингах родители знакомятся с комплексом работы по подготовке дошкольников группы компенсирующей направленности к школе.

Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы – это длительный процесс. Ребенок медленно впитывает в себя навык общения, уверенности в себе, вежливости и внимательности, ему требуется помощь педагогов, родителей и пример взрослых.

Работа, проводимая в форме интеграции игровой деятельности, позволяет ребенку испытывать радость, чувство удовлетворения, которая переходит в радость обучения, желание переступить порог школы.

Литература:

1. Запорожец А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А. В. Запорожца, Г. А. Марковой М. 980 –

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.

3. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).

Публикации по теме:

Фотоочерк «Зимняя тематика в работах детей группы дошкольного образования»Фотоочерк «Зимняя тематика в работах детей группы дошкольного образования» Заканчивается первый месяц зимы, но пока на улице погода далеко не зимняя, а скорее осенняя. Но всё же мы надеемся увидеть настоящую зимушку–.

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Игры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возрастаИгры-считалки для детей дошкольного и младшего школьного возраста ОДИНПоиграть решили дети, Встали в круг все, кроме Пети. Он один не захотел И, надувшись, в угол сел. Но прошла одна минутка - Разревелся.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Конспект викторины-соревнования по ЗОЖ для детей с ОВЗ начального звена Цель:Развитие представления о том, что здоровье – главная ценность. Задачи: закрепить знания о ЗОЖ; корригировать ВПФ; воспитывать мотивацию.

Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения»Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: "Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е" является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность дошкольного и начального школьного образования для детей с ОНР
Опубликовано: 31 марта 2022 в 00:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преемственность дошкольного и начального школьного образования для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Шеншина Татьяна Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД