Шеншина Татьяна Васильевна
Преемственность дошкольного и начального школьного образования для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Преемственность дошкольного и начального школьного образования для детей с ОНР».
Проблема преемственности дошкольного и начального образования актуальна в психолого-педагогической науке уже несколько десятков лет. Для семилетнего ребенка поступление в школу – значимый этап в жизни. Многолетняя практика доказывает, что не все дети подготовлены к школьным требованиям и эмоционально мотивированы к смене учебного заведения (детский сад – школа). Из множества понятийных высказываний о проблеме преемственности остановимся на мнении А. В. Запорожца: «Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе». [1].
Публикация «Преемственность дошкольного и начального школьного образования для детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 1 января 2014 года, особое внимание уделено охране и укреплению как физического, так и психического здоровья детей (их благополучию в эмоциональной сфере). Именно в ФГОС ДО подчеркнуто, что дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить «преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ различных уровней…» [2].
Дети, посещающие логопедические группы дошкольных учреждений, кроме диагноза ОНР имеют ряд сопутствующих заболеваний, которые требуют соблюдения щадящего режима образовательной деятельности, четкой систематизации нагрузок и чередования видов деятельности. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [3]. Результативности можно добиться при организации работы по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, в синтезе взаимодействия педагога-психолога и воспитателя логопедической группы.
Для эффективной работы по подготовке дошкольников группы компенсирующей направленности к школе разработана и внедрена развивающая программа «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи», которая опирается на:
• программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищева Н. В. ;
• парциальную программу эмоционального развития дошкольников Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»,
• психологическое сопровождение дошкольников при подготовке к школьному обучению Т. В. Ананьевой.
Современные дошкольники испытывают значительные трудности в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, с детьми (старшими по возрасту и сверстниками, а также стремления взрослых форсировать их интеллектуальное развитие. При наличии проблемы речевого развития, дошкольники имеют минимальный лексический запас, замещая речь выполнением объясняемого («легче сделать, чем объяснить», не имеют навыков использования монологической и диалогической речи, не желают демонстрировать свои речевые ошибки, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Работа, направленная на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении очень актуальна и важна детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, с неврозами, легкими задержками психического развития.
Данная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (на 2 года) во-первых, данный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Во-вторых, сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Цель: адаптация детей к условиям образовательной деятельности, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона развитие коммуникативных навыков, развитие эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Формирование у детей произвольной регуляции поведения;
Устранение и предупреждение негативных качеств характера, таких как агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, пр. ;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование навыков и умений связного речевого высказывания;
Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания;
Развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;
Развитие моторики и координации движений;
Развитие творческих способностей: воображения, фантазии.
Обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Адресат: дети старшего дошкольного возраста, имеющие проблемы с речью.
Основные методы обучения: этюды, телесно-ориентированные упражнения, игры с правилами (словесные, подвижные, музыкально-ритмические, хороводные, игры (на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения., чтение художественных произведений, элементы сказкотерапии с импровизацией, игры на развитие навыков общения., пальчиковая гимнастика, арт-терапия, аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, музыки для релаксации).
Результат: у ребенка будут развиты эмоциональная устойчивость, умение контролировать свои эмоции, уверенность в преодолении трудностей, насколько он будет способен предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности - настолько легко он сможет справиться с периодом адаптации к школьному общению, успешно подготовиться к обучению.
Программа «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» включает в себя занятия с детьми (10-12 человек, разгрузочные пятиминутки, методические рекомендации при проведении занятий познавательной направленности, индивидуальные задания. Систематизирован по тематическим блокам и эмоциональным характеристикам игровой, художественный материал, адаптированы игровые ситуации, классифицирована стихотворная (фольклорная) база.
Пример планирования конспекта открытого занятия по социально-коммуникативному направлению «Волшебный сад» с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Цель: формировать чувство принадлежности к группе, создать условия для самовыражения; учить детей действовать согласованно; упражнять в умении различать и передавать эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства; развивать воображение, внимание, выразительность речи и движений, невербальные формы общения; воспитывать вежливость, доброе уважительное отношение друг к другу; создать позитивное настроение.
Материалы: клубок ниток, карточки из игры «Азбука настроений» (изображения зверей с различными эмоциональными состояниями, набор слов для упражнения «Будь внимателен!», шапочки для «волшебников и цветов», аудиозапись со спокойной музыкой (вальс).
Ход занятия:
1 приветствие
2 игра с клубком «Расскажи о себе»
3 упражнение «Связующая нить» (движение по кругу)
4 игра с карточками эмоций «Угадай-ка» (сидя в кругу)
5 пантомимическое упражнение «Пройдись как…» (ходьба по залу)
6 упражнение «Помогите отыскать» (передвижение по залу, контакт глаз со взрослыми)
7 игра «Будь внимателен!»
8 игровой момент «Найди пару» (контакт глаз, бег друг к другу)
9 этюд «Волшебный сад»
10 «Общий круг»
В Программе прописано взаимодействие между специалистами дошкольного учреждения, для детей с ОНР необходима помощь во всех направлениях развития. Особое место уделено работе с родителями, для которых, чаще приоритетным остается интеллектуальное развитие, особенно речевая составляющая. На мастер-классах, тренингах родители знакомятся с комплексом работы по подготовке дошкольников группы компенсирующей направленности к школе.
Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы – это длительный процесс. Ребенок медленно впитывает в себя навык общения, уверенности в себе, вежливости и внимательности, ему требуется помощь педагогов, родителей и пример взрослых.
Работа, проводимая в форме интеграции игровой деятельности, позволяет ребенку испытывать радость, чувство удовлетворения, которая переходит в радость обучения, желание переступить порог школы.
Литература:
1. Запорожец А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А. В. Запорожца, Г. А. Марковой М. 980 –
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
3. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).