Краснова
Преемственность дошкольного и начального образования по развитию функциональной грамотности. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
по развитию функциональной грамотности на тему:
«Преемственность дошкольного и начального образования по развитию функциональной грамотности»
Воспитатель: Краснова А. Н.
Важность и необходимость преемственности между дошкольным учреждением и школой усиливается еще в большей мере в связи с модернизацией системы образования, со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране. И как трактуется в ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ, дошкольное образование – это первый уровень единой системы образования РФ.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, который от ребенка требует адаптации к новым условиям социального существования. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, в нашем дошкольном отделении осуществляется тесное сотрудничество со школой.
Цель нашей работы – построение эффективной модели социального партнерства на основе современных технологий, обеспечивающее качественное дошкольное образования в ДОУ и обеспечение благополучного перехода ребенка от дошкольного воспитания к школе.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации, поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим большое внимание уделяется формированию функционально грамотной личности.
Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, умения и приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.
В детском саду возможно широкое применение проблемного обучения. Кроме того, целесообразно отдавать предпочтение игровым, практическим, наглядным методам, т. к. мышление детей наглядно действенное, а позже наглядно образное.
В своей работе я применяю наиболее эффективные для дошкольного возраста методы и приемы, т. е. всё, что можно наглядно демонстрируется детям в ходе наблюдений, опытов и экспериментов. Предпочтение отдаю простым, специально отобранным фактам, которые можно увидеть в относительно короткий промежуток времени, чтобы естественно обозначились изменения объекта. Так, например, можно показать детям процесс таяния снега и наблюдение за осадком (снег недостаточно чист, в воде остаются частички разного происхождения). Рассуждая над причинами этого явления, дети постигают элементарные закономерности, учатся делать выводы. Выстраиваю работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Знакомлю ребят с доступными для данного возраста явлениями живой и неживой природы, учу самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Используя ИКТ, показываю, какого цвета шубка у зайца зимой, и какого летом.
На плакатах по художественно-эстетическому развитию может, как правильно детям поэтапно рисовать кошечку или рыбку. Иллюстрация полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чем идет речь.
Работая в математическом направлении, я стараюсь вызывать у детей интерес к игровому занимательному материалу с помощью загадок, шуток, занимательных вопросов, ребусов. Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». При изучении фигур дети любят играть в игру :»Пара слов», например: я говорю детям «Круг» и дети называют предметы, похожий на круг (руль, тарелка и т д. На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые домики».
При формировании читательской грамотности использую:
чтение по книге (или наизусть) при котором происходит дословная передача текста, прослушивание аудиосказок, беседу про прочитанному, разучивание стихотворения, рассказы с использованием наглядного материала.
Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии, методы и приемы закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности. Из своего опыта работы можем с уверенностью сказать, что при формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов.