Елена Василевская
Консультация «Предшкольная подготовка детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Предшкольная подготовка детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования в ДОО»
Василелевская Елена Владимировна,
старший воспитатель
МДОУ «Детский сад №65
комбинированного вида»
Дошкольное образование это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности решать с их помощью жизненные задачи.
Публикация «Консультация „Предшкольная подготовка детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования в ДОО“» размещена в разделах
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки.
Ребенок должен получать право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и общественных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому обучению.
В целом школьная готовность – это важный фактор для того, чтобы предсказать успешность обучения ребенка в школе. Под ней имеется в виду не достижение биологического возраста для отправления в школу, а социальные способности и способность к саморегуляции, которые только укрепляют успешность обучения в целом.
Наша основная задача – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребенка в начальной школе, предотвращение стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.
Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально – волевые и познавательные психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД, коммуникативными и речевыми компетенциями.
При подготовке детей к школе наиболее значимым является:
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, готовящихся к обучению в школе;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального обучения;
- формирование положительной мотивации к учебной деятельности и развитие учебно-важных качеств;
- исключение дублирования школьных программ;
- индивидуализация и дифференсация содержания методов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
Основные моменты предшкольной подготовки :
• Старший дошкольный возраст – сензитивный период для умственного развития и социализации ребенка, а также успешной подготовки его к обучению в школе;
• В этом возрасте совершенствуются все психические процессы, на основе природной любознательности пробуждаются познавательный интерес, жажда знаний; развиваются мотивационная и социальная сферы;
• Данные особенности старшего дошкольника позволяют активно готовить его к учебной деятельности;
• Важно развивать у ребенка внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки (что особенно актуально для «домашних» детей, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки;
• Все приобретенные знания, навыки в дальнейшем помогут ребенку овладеть новыми знаниями и умениями;
• Формирование новых навыков ребенка должно
происходить в игре.
При организации предшкольной подготовки нами соблюдаются общие принципы работы с дошкольниками :
адекватность требований возможностям ребёнка,
учёт индивидуальных особенностей развития,
постепенное формирование всех направлений развития,
создание ситуации успеха, эмоционально благополучного общения с ребёнком.
Реализация задач предшкольного образования осуществляться в нашем ДОУ в следующих формах:
Форма 1. Группы полнодневного пребывания детей в ДОО.
Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет. На базе МДОУ «Детский сад №65 комбинированного» функционируют 4 старшие и подготовительные группы общеразвивающей направленности.
Форма 2. Коррекционные группы в ДОО.
На базе ДОО функционируют 2 группы компенсирующей направленности (первый и второй год обучения) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Форма 3. Консультативный центр для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. В нашем детском саду создан консультативный центр для родителей и детей, где оказывается квалифицированная психолого-педагогическая помощь и решаются вопросы обучения, воспитания и развития ребенка - дошкольника. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе.
Форма 4. Кружки дополнительного образования.
В МДОУ «Детский сад №65 комбинированного вида» организована работа по предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.
Дополнительное образование дошкольников социально востребовано, создает условия для более интенсивного индивидуального развития личности ребенка, важнейшая составляющая образовательного пространства дошкольной организации.
Дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.
Из достоинств дополнительного образования можно выделить следующие:
Постоянное обновление его содержания.
Разнообразие форм и методов работы с детьми.
Дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Творческая, авторская позиция педагога (повышение его роли в деятельности ДОО).
Программы по каждому из отдельных направлений предполагают решение своих специфических задач, но именно интеграция их в единый учебно - воспитательный комплекс и является важным условием продуктивного решения образовательных задач ДОО в целом, реализации ее комплексного формата. В ходе работы педагоги используют знания и умения, полученные детьми на разных занятиях, то есть содержание одних занятий служит как бы подготовкой или продолжением других так, что они взаимно дополняют, обогащают друг друга.
Это позволяет:
во-первых, дать возможность ребенку воспринять мир в его целостности, многообразии, богатстве красок, звуков, движений, уберегая его восприятие от расчлененности на изучаемые предметы,
во-вторых, обогатить недостаточный еще в данном возрасте эмоционально - нравственный и познавательный опыт детей, что, в конечном итоге, позволит определить склонности и дарования каждого.
В качестве ведущей деятельности ребёнка рассматривается игра и продуктивная деятельность. Именно игра выступает в качестве инструмента, с помощью которого простейшее желание участвовать в игровых действиях, ведущее для этого возраста, перерастает в серьезную творческую деятельность, где приобретается жизненный опыт, придает детям уверенность в себе, развивает самостоятельность, стимулирует потребность роста интереса. И именно система дополнительного образования с ее вариативностью форм и методов может обеспечить такую возможность.
Спектр предоставляемых в ДОО услуг разнообразен и ведется по нескольким направлениям:
Физическое развитие.
Дополнительная образовательная программа «Корригирующая гимнастика», задачи которой: формирование двигательных навыков, умений и способностей; развитие физических качеств; формирование знаний о здоровом образе жизни.
Математическое развитие.
Дополнительные образовательные программы «Занимательная математика», «Веселая математика», «Веселый счет», «Скоро в школу». Решают задачи по формированию пространственно - временных отношений, решению математических примеров и задач, знаний состава числа в пределах 10 и геометрических фигур.
Развитие речи.
Дополнительные образовательные программы «Говорушечка», «Речецветик», «Веселый язычок». Направленные на развитие звуковой культуры речи, формирование словаря, развитие связной речи.
Обучение грамоте.
Дополнительные образовательные программы «АБВГДЕЙКА», «Занимательное азбуковедение», «Играем и читаем». Направленные на развитие звукового анализа слова, умения читать, знание и печатание букв русского алфавита, развитие мелкой моторики рук
Обучение английскому языку.
Дополнительная образовательная программа «Английский язык». Направленные на развитие лексические структуры, грамматические структуры; звукопроизношение, речевого этикета.
Кроме воспитателей к педагогическому процессу привлекаются: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
Отметим, что дети более младшего возраста, посещающие наш ДОО, также включены в этот процесс в соответствии со своими возрастными особенностями. Для них организованы кружки дополнительного образования по сенсорному развитию, познавательному и художественно – эстетическому развитию.
Разнообразные виды деятельности, на которые мы делаем акцент в нашей работе, являются предпосылками для успешной подготовки детей к школе. Дополнительные занятия проводятся во второй половине дня, не занимая время, отведенное на прогулку и дневной сон.
Критериями результативности нашей работы можно считать следующее:
- положительная динамика развития воспитанников в период занятий;
- стабильно высокая востребованность кружков дополнительного образования;
- успешность выпускников ДОО в усвоении общеобразовательных программ ОУ.
- стабильно высокий уровень мотивации выпускников на творческую деятельность;
- традиционно высокий уровень творческих успехов детей и опережение в творческом развитии сверстников.
Таким образом, профессионально грамотно организованная образовательная деятельность с дошкольниками в условиях дополнительного образования детей является органичным звеном и гарантией успешности в системе подготовки детей к новой и достаточно непростой школьной жизни на этапе перехода от дошкольного образования к школьному.