Алла Бирюкова
Предметно — пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
" Предметно - пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС”
тема: «Предметно – пространственная среда
в группе раннего возраста по ФГОС ДО»
воспитатель: Бирюкова А. А.
Большую часть времени в детском саду ребенок раннего возраста проводит в группе, малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие ребенка во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт требует оформлять пространство с учетом психолого – педагогических, эстетических и санитарно – гигиенических требований.
Публикация «Предметно — пространственная среда в группе раннего возраста по ФГОС до» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Построение развивающей среды соответственно возрасту дает ребенку чувство психологической защищенности. Помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Для детей раннего возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии детей первой младшей группы, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
1 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
2 Полифункциональность материалов предполагает :
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.
3 Вариативность среды предполагает :
• наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4 Доступность среды предполагает :
• свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Все групповое пространство должно быть распределено на центры, зоны, уголки, которые доступны детям.
Сегодня речь пойдет о математическом центре и центре конструирования.
Требования к организации математического уголка
Создавая уголок математики в группе, воспитатель в первую очередь продумывает, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен, чтобы вызвать интерес детей и гармонировать с общим дизайном группы. Главное, на что нужно обратить внимание, — это общие требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ :
• Безопасность и охрана здоровья детей.
o Оборудование и материалы уголка не должны содержать потенциально опасных для детей предметов (слишком мелких, острых и т. д.). Поэтому пуговицы, фасолины и другой подобный материал для отсчитывания, пересчитывания наощупь должен храниться в наглухо завязанных или зашитых мешочках, чтобы дети не могли самостоятельно достать их и использовать не по назначению. Пользоваться такими предметами без надёжной упаковки допустимо лишь под строгим контролем педагога.
o Вместо пластиковых жёстких геометрических фигур (треугольников, квадратов) лучше использовать мягкие пластиковые или картонные, так как их углы не причинят детям вреда.
o Полки, стеллажи для игрушек и игр должны быть надёжно закреплены, находиться на уровне глаз детей, чтобы у воспитанников не было необходимости тянуться за материалами, а тем более становиться на стулья, чтобы их достать.
o Располагать уголок следует в таком месте, чтобы он был хорошо освещён, а столы и стулья, за которыми будут проводиться игры и другие виды деятельности, должна соответствовать росту детей.
Доступность, соответствие возрасту детей. Основное наполнение уголка должно соответствовать требованиям программы для той возрастной группы, где расположен уголок. Но чтобы обеспечить опережающее развитие и желание детей познавать новое, можно ввести одну-две игры или наглядный материал для более старшего возраста.
В ранних группах детского сада организуют не уголки математики, а сенсомоторные зоны, оборудование которых знакомит малышей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентированию в пространстве, но не касается собственно математических понятий и операций, таких как количество, сопоставление предметов в группе, образование множеств и т. д.
В свободном доступе, на открытых полочках должны находится множество различных настольных игр, мозаик, кубиков, дидактических игр, башенки – пирамидки (одноцветные, или окрашенные в цвета спектра, вкладыши, матрешки (2 – 3 – 4 – 5 местные, пирамидки из 6 – 10 толстых колец, из 12 тонких колец, окрашенных в цвета спектра, сенсорные игры для развития мелкой моторики: шнуровки, пуговицы, бусины.
К концу третьего года жизни дети способны выполнять задания на два свойства одновременно (например, цвет и величина, величина и форма). Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами, цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году жизни детям необходимы игры, формирующие интеллект и мелкую моторику. Из дидактических игр малышам полезны игры типа «Лото» и парные картинки. Интересна для них и мозаика: крупная, пластмассовая; а также пазлы из 3 – 12 частей; набора разрезных картинок на кубиках, и просто разрезных картинок, в которых заложена идея моделирования в действиях с плоскостными геометрическими формами (квадраты, треугольники, овалы, круги).
В этом возрасте формируются сенсорные способности малыша, для детей полезно восприятие не только предметов, окрашенных в чистые цвета, но и разнообразие их оттенков. Для этого можно украсить группу изделиями прикладного народного творчества. Это может быть панно, блюдо хохломской росписи, гжельские статуэтки, дымковские игрушки. Но важно, чтобы шедевры народного творчества органично вписывались в интерьер.
Общие требования к организации уголка конструирования
Чтобы занятия конструированием и моделированием в уголке приносили воспитанникам только радость и пользу, необходимо при его организации учесть такие моменты:
• Безопасность. Главная задача работы дошкольного учреждения в целом — укрепление здоровья воспитанников. Поэтому и развивающая среда должна быть полностью безопасной для малышей.
o В младшем возрасте необходимо обратить внимание на размер деталей конструктора: мелкие, которые могут представлять потенциальную угрозу для здоровья, не используют вообще, отдавая предпочтение элементам со стороной 4–5 см и больше.
o Кроме того, каждый новый конструктор, как пластиковый, так и деревянный, должен быть обследован воспитателем, потому что на деталях бывает производственный брак: заусеницы, сколы и тому подобное. Некачественные наборы строительного материала следует обменять у продавца, но незначительные дефекты, к примеру, остатки литья на пластиковых деталях, можно удалить самостоятельно и зачистить поверхность наждаком. То же относится и к бросовому материалу для поделок: его тоже тщательно осматривают, очищают, подготавливая к использованию детьми.
Дети третьего года жизни начинают заниматься конструированием (ранее были сюжетные строительные игры, поэтому им необходимы конструкторы: напольные – крупный строительный материал, настольные – мелкий строительный материал.
Наряду с крупными модулями для игровых сюжетов детям нужны плоскостные фигурки людей, животных, сказочных персонажей, можно деревянные или пластмассовые.
Е. И. Тихеева: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»