Наталья Евсеева
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА №5 «КОЛОБОК», воспитатель ЕВСЕЕВА Н. Я.
Учитывая индивидуальные способности и предпочтения каждого ребенка пространство в группе выстроено таким образом, что уставший от подвижных игр ребенок может переключиться на деятельность, развивающую мелкую моторику, а также сможет найти тихий уголок для уединений, где любой ребенок может поиграть один, просто отдохнуть от общества сверстников или, наоборот, могут поиграть небольшой компанией.
Темочки:
В каждой зoне предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметoв (в случае необходимости, используя ширмы. Такая необходимость возникает достаточно часто, например, при различных играх.
Реализация образовательной программы ФГОС ДО обеспечивается, через созданные центры для разных видов деятельности детей.
Социально-коммуникативное развитие Уголок для сюжетно-ролевых игр: Данный уголок снабжен всем необходимым оборудованием и игрушками, в частности есть игровая кукольная мебель, детские кроватки, куклы-пупсы, наборы посуды, наборы овощей, хлебных изделий, кукольные коляски, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, машины-каталки, машины разных размеров и назначений (см. приложение 1);
Познавательное развитие Уголок интеллектуального развития : Для развития детей подобраны различные настольно-печатные игры «Сложи картинку», «Найди половинку»; «Кто спрятался?», «Наш огород», домино логические цепочки»; различные мозаики, пазлы (см приложение 2)
Уголок природы и экспериментирования: Центр экологического воспитания оснащё н атрибутами для наблюдения и экспериментирования: емкости с сыпучими, твердыми веществами, мерные ложки фартуки, природный и бросовый материал (шишки, цветные макароны, крышки, желуди, скорлупа ореха, пластмассовые бутылочки. Картинки сезонов природы, дерево-времена года (см. приложение 2);
Уголок конструирования: Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Имеются безопасные пластмассовые кубики больших и маленьких размеров, желтых красных зеленых и синих цветов, различные виды конструкторов, машины легковые и грузовые, паровоз. (см. приложение 3)
Речевое развитие Книжный уголок : Уголок оснащен детской художественной литературой по возрасту, энциклопедиями, иллюстрированными изданиями о животном и растительном мире, о жизни людей разных стран, русскими народными сказками, стихами по возрасту, иллюстративным материалом, также имеются столы и стулья для рассматривания и чтения детской литературы (см. приложение 4) Уголок для театрализованных игр: Так же в группе представлены различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, настольный и т. д., имеется ширма для театрализации. (см. приложение 5)
Художественно-эстетическое развитие Уголок музыкальной деятельности: Уголок способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Музыкально-театральный центр представлен набором детских, музыкальных инструментов. Дети учатся держать в руках музыкальные инструменты и знакомятся с ними. (см. Приложение 6)
Уголок изобразительной деятельности: Созданы условия для развития самостоятельной художественной деятельности. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: карандаши, бумага, восковые мелки,
Физическое развитие. Спортивный уголок: В данном уголке периодически меняется различный инвентарь (обручи, мячи, кольцебросы, мешочки с песком); постоянно пополняются картотеки утренних гимнастик, подвижных игр в группе и на воздухе, упражнений для глаз, дыхания. (см. приложение 8)
Оснащение уголков периодически меняется, вносятся новые предметы, игрушки, книги и т. д., что стимулирует игpовую, познавательную, двигательную и исследовательскую активность детей.
В гpуппе рационально используется пространственные возможности раздевалки. По каждой теме (праздники, конкурсы и т. п.) организуются выставки конкурсных работ или оформляются стенды. Есть много места для информационного материала для родителей.
Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей учет возрастных особенностей детей.
Ясельную группу посещают 21 ребенок в возрасте от 1 года 6 мес. до 3 лет, из них 8 девочек и 13 мальчиков. В группе обеспечена предметно-пространственная среда таким образом, что она полностью удовлетворяет возрастным и личным предпочтениям детей. Развивающая и игровая среда условно разделена на несколько зон, таким образом, дети в одно и то же время могут заниматься различными видами деятельности (по своему желанию, не мешая друг другу. Каждая зона оборудована достаточным количеством развивающего материала. Пространство для перемещения между зонами организовано достаточно хорошо. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и pазвивающим материалам. Следует упомянуть, что все используемое оборудование и развивающий материал полностью соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Предметы мебели подобраны в соответствии с ростом и возрастом детей в группе. Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями детей: мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Паpикмахерская», «Поликлиника», «Магазин».
ВЫВОД: Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, максимально насыщенна, мобильна и безопасна, содействует реализации всех образовательных областей согласно ООП ДО, что обеспечивает эффективное pазвитие каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов.