Инна Мелешина
Развивающая предметно пространственная среда по экологическому образованию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно пространственная среда по экологическому образованию детей дошкольного возраста
Экологическое образование необходимо начинать с дошкольного возраста уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного образования, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка, но и всех членов семьи, общества.
Публикация «Развивающая предметно пространственная среда по экологическому образованию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, согласно которому одной из форм экологического образования детей в ДОУ является эко-среда.
Экологическое образование должно осуществляться в специально созданных условиях – в экологической развивающей предметно пространственной среде. В настоящее время ведется поиск путей оптимальной и эффективной организации эколого-развивающей среды, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний.
Модель экологического образования в ДОУ захватывает все образовательные области.
Задачи:
Совершенствовать развивающую предметно пространственную среду для обеспечения оптимальных условий экологического развития детей в различных видах детской деятельности;
Способствовать формированию у детей потребности в общении с природой, интересов к познанию ее законов и явлений;
Расширять экологическую компетентность педагогов, воспитанников и родителей и возможности их участия в практической деятельности по изучению и охране объектов природы;
Создать условия для самовыражения и самореализации воспитанников и родителей в доступных природоохранных мероприятиях.
Создавая предметно – развивающую среду в дошкольном учреждении необходимо помнить, что она должна создавать условия для:
Познавательно-речевого развития
Эколого-эстетического развития
Оздоровления ребенка
Формирования нравственных качеств
Формирование экологически правильного поведения
Экологизация различных видов детской деятельности
Достижение поставленных целей и задач экологического воспитания, в свете требований ФГОС, более полно можно реализовать через:
- взаимодействие с родителями с целью вовлечения их в образовательный процесс, а также трансляцию семейного опыта в вопросах экологического воспитания;
- создание в группах центра живой и неживой природы.
- организацию исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
- создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон — (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, станция «В гостях у мудрой совы», метеостанция, алея эколят «Азбука Природолюбия», станция «Кубанское поле», «Зеленая аптека», «Зимний сад»).
- различные культурные практики, которые можно организовать в своем дошкольном учреждении (творческие мастерские, проведение акций, родительские мастер – классы, проведение экологических игр и др.
Создавая предметно – развивающую среду в дошкольном учреждении необходимо помнить, что она должна создавать условия для:
• познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
• эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
• оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
А так же способствовать:
• формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
• формированию экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
• экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.)
Эпиграфом к своей деятельности с детьми и организации центра экологического воспитания я взяла слова Конфуция: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь», которые ярко отражают сущность взаимодействия с ребенком в познании окружающего мира. А наша главная цель помочь детям в этом, сформировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Экологическая среда ДОО включает в себя несколько центров:
центр опытно-экспериментированной деятельности «Юный эколог»
центр природы
центр «Юные путешественники»
мини-библиотека
центр «Воды и песка»
центр коллекционирования
мини-музеи ландшафтов
наш экологический парк
зимний сад
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы, уголок нетронутой природы, гнездовье птиц, кубанское поле, метеостанция. Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами, указателями.
Наш экологический парк
алея эколят «Азбука Природолюбия»,
станция «Зеленая аптека»,
кубанское поле, огород,
метеостанция,
«Болотное царство»,
«Гнездовье»
«Зелешушка», «Цветочная», «Здоровейка», «Кубанское подворье»
Содержание экологических центров максимально приближено к требованиям ФГОС:
-все элементы среды содержательно-насыщены (максимальное наполнение по возрасту и удовлетворения потребностей детей);
-трансформируемы (есть возможность перемещения, использования в других видах деятельности);
-ее составляющие полифунциональны;
-элементы и материалы вариативны и доступны детям (нет запрета к деятельности, есть возможность замены, если желаемое занято);
- наполнение всех составляющих среды соответствует требованиям безопасности.
Деятельность в центре экологического воспитания объемна и многограна. Все материалы этой деятельности в методической копилке, в которую помещены материалы занятий, паспорта проектов с полным содержанием проведенных мероприятий, и также материалы используемые и изготовленные во время проекта детьми и родителями, праздников, картотека игр и пособий, консультационный материал для педагогов и родителей по экологическому воспитанию дошкольников и т. п
В завершении позвольте напомнить, что задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за планету Земля, и каждый из нас может сохранять и преумножать её красоту.