Светлана Баранова
Конструирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей
Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у ребенка дошкольного возраста такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов.
Публикация «Конструирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Однако не всякую среду, даже достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. В групповом помещении может быть множество разнообразных предметов и игрового оборудования, однако их влияние на развитие детей будет минимально. Все зависит от того, на какой возрастной ступеньке оказывают свое воздействие на ребенка предметы обстановки. Не все в окружении ребенка является источником его психического развития, а только то, что обуславливает особое сочетание внутренних процессов психического развития и внешних окружающих условий. Оно (сочетание) характеризуется, с одной стороны, созреванием у детей специфических для данного этапа психических качеств личности и познавательных процессов, а, с другой стороны, созданием условий, в которых максимально могут быть реализованы возможности и способности детей. Чем точнее и полнее будет отражать предметная среда психические особенности детей в каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия резервов развития детей. Поэтому так важно при организации развивающей предметной среды учитывать одно из основных требований – соответствие окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.
Соответствие возрасту – одно из значимых и, в то же время, сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития :
во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили;
во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов
для строительных игр, игр с песком, водой и т. д.);
в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.
Воспитатель должен знать, какие материалы нужны для того или иного вида деятельности, в том или ином возрасте. Тогда из множества окружающих детей материалов и игрового оборудования он сможет выбрать те, которые могут создать обстановку, имеющую свои специфические и отличительные для каждого возраста признаки. В связи с этим при определении содержания предметной среды и особенностей его размещения необходимо выделить приоритетные задачи для каждого возрастного этапа, решение которых должно привести к динамическому развитию психических и познавательных процессов у воспитанников.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Малыши, переступившие порог учреждения дошкольного образования, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребёнка, но и его развитие.
Для психофизического благополучия ребёнка на третьем году жизни как в семье, так и в учреждении дошкольного образования, решающими являются социальные условия жизни: в дошкольном учреждении – это наличие особой системы образовательной работы, личность педагога развивающая предметно-пространственная среда.
Взрослый ответственен за создание окружающей ребёнка предметной среды. Приоритетная модель среды в группах раннего возраста базируется на двух простых идеях. Первая: учреждение дошкольного образования – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития воспитанников необходимо специально-организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности. Прежде всего, учитываются возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, в том числе повышенная двигательная активность и растущая познавательная деятельность. В зависимости от размеров комнаты расставляется мебель и оформляются уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов игр, труда и занятий детей : от подвижных до требующих сосредоточенности и тишины.
Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются :
разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др. ;
доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);
зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).
Создавая интерьер группы, очень важно приблизить его к домашнему. При выборе цвета в помещениях для детей раннего возраста рекомендуется использовать гамму цветов от желтовато-зелёного через жёлтый до оранжевого. В группе, как и в квартире, желательно иметь разнообразную крупногабаритную детскую мебель: стол, стулья, диван, кресла, а также большой тёплых тонов мягкий ковёр. На кроватку в спальне можно положить любимую игрушку малыша, которую он будет крепко обнимать во время сна, а в группе – организовать с помощью родителей мини-музей «Игрушка забава». Собранные в нём игрушки с цветным и звуковым эффектом, механические (заводные) доставляют детям огромную радость.
Самостоятельная игра ребёнка полутора-двух лет во многом зависит от того, как взрослые подберут и расположат игрушки. Разнообразные игрушки персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором посуды, гладильная доска с утюгом и многое другое – всё должно быть привлекательным, доставлять радость и удовольствие детям, формировать представление об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.