Ольга Геннадьевна Макарова
Сценарий Праздника светлой Пасхи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Цель: Изучение национальной и православной культуры своей Родины. Прививать детям вкус к ценностям родной истории и поддержанию традиций. Способствовать становлению личности детей через изучение основ православной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну.
Задачи:
1. Формировать у детей опыт ценностных ориентаций к миру национального музыкального искусства.
2. Развивать эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость на русскую народную музыку.
Публикация «Сценарий Праздника светлой Пасхи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Сценарии праздников и развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2023
3. Учить детей дифференцированно подходить к использованию
в пении средств выразительности, соответствующих особенностям характера и содержания песни.
4. Побуждать к творческой самореализации в исполнении песен и танцев.
5. Продолжать учить детей выразительному осознанному целостному исполнению композиции русского народного танца и музыкальной игры.
6. Закреплять умения детей уверенно и правильно играть на музыкальных инструментах. Слаженно играть в оркестре.
Актуальность:
Проблема нравственно воспитания подрастающего поколения стояла во все времена и перед всеми народами, ведь «плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает».
В современном обществе материальные ценности настолько преобладают над духовными, что сегодня школьники имеют ошибочные представления о доброте, милосердии, патриотизме. Поэтому вопрос духовно-нравственного воспитания детей сегодня является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом и лично передо мной.
Подготовка и проведение православных праздников в детском саду – это изучение национальной культуры своей Родины. Сегодня необходимо привить детям вкус к ценностям родной истории и культуры. Невозможно воспитать детей без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие является историкобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом русского народа. За многие века своего существования православная культура накопила колоссальный эстетический потенциал: это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, богатейшие архитектурные традиции, прикладное искусство. Вот с этим богатейшим, многообразным, чудесным, нравственно возвышенным миром и хочется сегодня познакомить подрастающее поколение.
Приоритетным в моей воспитательной работе стало духовно-нравственное направление воспитания и развития личности дошкольника. Выбор одного направления как приоритетного не означает отказ от остальных, а напротив, осуществляется за счёт комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребёнка в различных сферах.
праздника Воскресения Христова – Пасхи. Этот праздник отмечали все и всегда, даже во времена гонения Церкви, в годы самых жестоких репрессий, праздник, который отмечали наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Трудно найти семью, которая в предпраздничные дни не красила бы яйца и не освящала бы куличи! Да и, если обратиться к православной культуре, сам смысл праздника – несёт в себе основу православной веры, её смысл, фундамент.
Я не ставлю перед собой цель «обратить в веру». Дети получают знания, которые им потом пригодятся на уроках истории, литературы, русского языка, мировой и художественной культуры, музыки, изобразительного искусства.
Дети и родители что-то слышали, что-то знают о празднике, который отмечали и отмечают их бабушки, прабабушки, мамы. Почему так называется этот праздник? Оказывается, как мало они знали про это.
Подготовка к любому празднику это подбор и изучение материалов, которые способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение основ православной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну.
Подготовка к празднику идёт в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятий и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям искусства.
Обращаемся к истории росписи и оформления пасхального яйца. Празднику предшествуют различные экскурсии с изучением народных промыслов.
К празднику, к встрече гостей принято всегда наводить порядок. И наши дети не исключение. Они следят за порядком. Наводят порядок в группе. Помогают украшать зал.
Немаловажной задачей было, есть и будет - делать родителей активными участниками воспитательного процесса. Родители также включаются в процесс подготовки праздника, выбор которого так же не случаен, Есть очень активные родители: они помогают в оформлении праздника: шьют костюмы, изготавливают предметы оформления, активно посещают школьные праздники. Для остальных дети самостоятельно изготавливают приглашения на праздник, подписывают каждый своему родителю, затем дома лично в руки вручают приглашение. Трудно бывает отказаться и не прийти на праздник. Конечно, о дате и времени сообщаем родителям заранее, так это связано с тем, чтобы они сумели отпроситься с работы. Активность родителей с каждым совместным праздником растёт, и дети, и родители ждут этих «семейных» праздников, этих задушевных встреч.
Для детей праздник – проявление их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с православными праздниками, я имею возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.
Воспитательная сторона предполагает уважительное отношение к религии, уважительное отношение к ответам товарищей, раскрытие смысла праздника на основе истории праздника и духовного понимания его значения.
В процессе создания условий для духовно-нравственного воспитания личности мной используются различные воспитательные технологии: технология коллективного творческого дела, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития и самовоспитания, технология педагогического разрешения конфликта, технология сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии.
Совместное празднования Пасхи вызвала массу положительных отзывов у детей и их родителей. Играя, дети учатся быть честными, добрыми, любящими. Результаты воспитательной работы меня обнадёжили, но мне есть над чем работать дальше.
Атрибуты: Корзина с яйцами. Золотое яйцо. Варёные яйца для игры. Наклейки. Краски и кисточки. Доски для катания яиц. Деревянные яйца Тряпичные двойные шлёпки, 2 стула. Музыкальные инструменты для оркестра. Подарки для гостей - раскрашенные коробочки.
Костюмы. Костюмы Деда и бабы, шапочка курочки Рябы, мышка.
Русские народные костюмы для всех детей и Ведущей.
Музыкальный репертуар:
1. «Веснянка»
2. Хоровод.
4. Танец девочек с платками.
5. Русская народная песня «Как у наших у ворот».
6. Музыкальная игра «Селезень да утка», «Горшки»
7. Аттракцион «Бег в шлёпках дружбы».
8. Оркестр «Ах вы сени мои сени».
9. «Частушки»
Список литературы:
1. Брун, В., Тиньке, М. История от древности до нового времени. 2. Комиссаржевский, Ф. Ф. История праздников 3. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси 4. Бондаренко Э. О. " Праздники христианской Руси 5. Ивашкевич Н. П. " Пасхальный стол" 6. Исаева Е. Л. Православные праздники.
Ход праздника.
Зал оформлен в народном стиле. Дети заходят в зал под народную музыку. Садятся на лавочки.
Вед. Тётка Матрёна и дядька Григорий держали в деревне большое
подворье: 3 поросёнка, корова, лошадка.
У курочки Рябы дети-цыплятки. И петушок-золотой гребешок.
И рыжий щенок по кличке Вершок…
Детей в семье было много, пост соблюдали строго.
Жили, не тужили, зиму пережили.
Дождались дней весенних, светлого Христова Воскресенья.
1 реб. Мы Весну-красну зовём, здравствуй!
Заходи хозяйкой в дом, властвуй.
Пусть растопят снег лучи, пусть сбегают с гор ручьи.
Пусть летят из-за морей птицы в дом родной скорей.
2 реб. Под напев молитв пасхальных и под звон колоколов
К нам летит Весна из дальних, из полуденных краёв.
3. реб. Звонко капают капели возле нашего окна.
Птицы весело запели: «Пасха в гости к нам пришла».
И в саду у нас сегодня я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш с белокрылым мотыльком.
«ВЕСНЯНКА»
Григорий. Прилетели птицы, радостно блистая:
Светлая седмица, праздничная стая.
Матрёна. Стол пасхальный накрываем, веткой вербы украшаем.
Из печей несём куличики, а от курочки – яички.
Дед, ты печку затопил? Сегодня я затею пир.
Ведь праздник пасхи наступил.
Матрёна. Ай да помощник! И я не дремала.
Тесто поставила, клюкву намяла,
Сахар насыпала. Вкусный пирог в печку сажу я,
Поспеет он в срок.
Сладкого морса в кувшинчик налили…
Григорий. Бабка, мы яйца покрасить забыли!
Матрёна. Ну, это беда не беда!
Курочка Ряба, иди к нам сюда!
(Появляется курочка с золотым яйцом.)
Ряба. Здравствуй, дед, и здравствуй, баба! Постаралась курочка Ряба.
Вы не слушали меня, а говорила я не зря:
Ко Христову дню я яичко принесу.
А яйцо-то не простое. Принесла вам золотое!
Матрёна. Дед, яйцо горит, как жар. Я подумала – пожар!
Григорий. Жалко красить золотое, пусть оно стоит такое.
А тебе, моя хохлушка, я зерна насыплю в кружку.
Матрёна. Ну а я воды налью, тоже Рябу похвалю.
(Дед и баба отходят с курочкой Рябой. Появляется Мышка.)
Вед. Всё бы ладно, но, детишки, в доме том жила и Мышка.
Она по полу побежала и яичко увидала.
Мышка. Что за странное яйцо? Словно жар горит оно!
С ним немножко поиграю, лапкой трону, покатаю.
(Роняет и разбивает яйцо).
Ой, пока не видят дедка с бабой,
Мышке делать ноги надо!
)Убегает. Входят дед и баба. Замечают разбитое яйцо. )
Матрёна. Вот так горе, вот беда.
Это Мышка, дед, она. !
Григорий. Что же делать, как тут быть.
Матрёна. Будем, старый, слёзы лить!
(Плачут. Входит Курочка с корзинкой, полной яиц.)
Ряба. Не плачь, дед. Не плачь, баба.
Принесла вам курочка Ряба яички другие,
Не золотые, а простые.
Дед. Спасибо, хохлатушка, курочка Рябушка!
1 реб. Дай нам тоже, курочка, яичко простое.
Мы его распишем, будет расписное.
2 реб. Яйцо – символ солнца, любви и надежды.
Нарядим яйцо в пасхальные одежды!
3 реб. Своему дружку Егорке нарисую мотылька.
Без отцовской, пусть, без порки будет жизнь его легка.
4 реб. Ну, а я подружке Оле разрисую всё фасолью.
Будет ей жених богатый, симпатичный, конопатый.
5 реб. А соседским близнецам нарисуем солнце.
Пусть заглядывает к ним солнышко в оконце.
Матрёна. И, правда, ребята, пора за работу приниматься.
РАСКРАШИВАНИЕ ЯИЦ.
(Пока дети раскрашивают яйца, дед и баба ходят между детьми, помогают им. А баба рассказывает о празднике Пасхи.)
Баба. Смысл пасхального яйца в поминовении усопших предков и желании их воскрешения, как Иисус Христос. Раньше яйцо служило символом солнца и жизни. А как могли предки выразить глубокое своё уважение? Конечно украсив его.
Вы знаете, что яйца, которые красили краской, луковой шелухой и другими красителями, называли крашенками. А яйца, которые разрисовывали или расписывали вручную, называли писанками.
Григорий. В зиму зернышко посеял - получилась травка.
Матрёна. Травка очень даже кстати, мы в неё яички спрячем.
(Дети складывают разрисованные яйца в корзинку.)
Матрёна. Вот теперь всё готово к празднику.
Григорий. Коли сделал дело, можно гулять смело.
ХОРОВОД.
Григорий. С давних времён русский народ славился своей удалью и смекалкой. Давайте-ка мы проверим, какие вы мудрые и смекалистые.
Матрёна. А чтобы было интереснее, разделимся на 2 команды: «Удальцы» и «Молодцы». Согласны?
Вот и Первое задание. Нужно назвать приметы Весны.
(Команды по очереди называют приметы.)
1. Ни в марте воды, ни в апреле травы.
2. Апрельские лучи землю будят.
3. Апрель всех напоит.
4. Где в апреле река, там в июне лужица.
5. Март сухой, да тёплый май – будет каша, каравай.
6. Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель.
Матрёна. А теперь совсем неспешно, расскажите-ка потешки.
ПОТЕШКИ.
(Команды по очереди рассказывают потешки.)
1. Ой, люли, та-ра-ра. Хороша у нас игра.
Прилетели утки, задудели в дудки. Прилетели гуси – заиграли в гусли.
Прискакали зайки – взяли балалайки. Козлы пляшут – ножкой машут.
Все: Бьют бараны в барабаны!
2. Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, жена на корове.
Дети на телятках, внуки на козлятках.
Все: Гоп, гоп, гоп. Тпру. у. у.
3. Пошёл медведь к броду – бултых в воду.
Уж он мок, мок, мок. Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду. Бултых в воду.
4. Дело было в январе – 1 апреля. Сухо было на дворе – грязи по колено.
5. Шёл высокий человек маленького роста.
Он кудрявый, без волос. Тоненький, как бочка.
6. Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек.
Свесил ножки на песочек, сунул носик под листочек.
Все: Спрятался!
Григорий. Ай да красны молодцы,
Эй, девицы-красавицы, выходите! Нам свой танец покажите.
РУССКИЙ ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ
Матрёна. Ай, какие молодцы. Но они ведь не только танцевать умеют, а ещё и петь мастера.
ПЕСНЯ-ИНСЦЕНИРОВКА «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»
Григорий. А сейчас мы посмотрим с Матрёной, как вы загадки отгадывать умеете.
ЗАГАДКИ.
(Команды по очереди отгадывают загадки.)
1. Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? Весной.
2. У неё цветочки – пушистые комочки.
По весне она цветёт, праздник Пасхи в дом несёт. Верба.
3. Не зверь, ни птица, под снегом таится.
Весна придёт- побежит, запоёт. Ручей.
4. На проталинке лесной огонёк горит весной.
Огонёк не смелый, как снежинка белый. Подснежник.
5. Растёт вниз головой. Не летом растёт, а весной.
Чуть солнце её припечёт – заплачет оно, потечёт. Сосулька.
6. Выгляну в оконце –лежит белое суконце.
Всю зиму лежит, а весной убежит. Снег.
Григорий. Праздник идет, а мы еще с вами яйца не катали.
ИГРА «КАТАНИЕ ЯИЦ»
Дети по одному из каждой команды выходят и с расписанных досок катают деревянные яйца. У кого дальше укатится, тот и победил.
Подводятся результаты конкурсов.
Матрёна. Ай да «Молодцы», ай да «Удальцы»!
Григорий. А играть то вы умеете?
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «СЕЛЕЗЕНЬ ДА УТКА»
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ГОРШКИ»
Григорий. Ой, как целуются – то дети хорошо.
Матрёна. Видно любят своих друзей. А для друзей у нас есть ещё одна
игра.
(Достаёт из мешка шлёпки сшитые между собой.)
Григорий. Шлёпки у тебя какие – то странные? На ноги одел, а шагу
сделать не могу.
Матрёна. Да это специальные шлёпки, - шлёпки дружбы.
В них ходить можно только вдвоём. Показывают.
И идём мы вместе, куда я, туда и ты.
ИГРА «БЕГ В ШЛЁПКАХ ПАРОЙ»
Григорий. А какой же праздник без музыки.
1 реб. В нашем оркестре всего понемножку.
Звенит треугольник, запели гармошки.
2 реб. В нашем оркестре всего понемножку.
И даже играют тарелки и ложки.
3 реб. В нашем оркестре всего понемножку.
Помогут оркестру пусть ваши ладошки.
ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «АХ ВЫ, СЕНИ, МОИ СЕНИ»
Матрёна. А что-то мальчиков наших не слышно.
Реб. Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно.
Пропоём для вас частушки очень замечательно.
ЧАСТУШКИ.
Матрёна. Хорошо мы веселимся. Ведь праздник сегодня – Пасха. В каждом доме чисто и пахнет вкусной едой. Все люди, взрослые и дети, верят в добро, ждут только хорошего. «Христос воскрес» - так приветствуют друг друга в день Светлой пасхи. И отвечают «Воистину воскрес». Посмотрите в окно: всё цветёт и оживает. Пасха в гости к нам пришла. С праздником вас, ребята!
Григорий. Ну-ка, собирайтесь. Пойдём всех поздравлять с праздником.
1 реб. С христовым днём, с красным яйцом!
2 реб. Ой, как много добрых лиц, от соседей вам сюрприз.
3 реб. Нам на радость, вам на удивленье.
Все. С Пасхой вас, с Христовым Воскресеньем!
ЗВУЧИТ ЗаПИСЬ ПРАЗДНИЧНОГО ЗВОНА КОЛОКОЛОВ
(Под музыку дети преподносят гостям сувенирные яйца.)
Матрёна и Григорий. Примите за пенье и от нас угощенье.
Все вместе: С Пасхой вас, с Христовым Воскресеньем!