Лидия Васильевна Прохорова
«Правознайка». Проектная деятельность по правовому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Детский сад – первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок. И одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки Российской ФедерацииМинобрнауки России) от 17.10.2013г. N 1155г.) в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет ее, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развитияличности детей дошкольного возраста (п. 2.3.). В тексте ФГОС ДО указывается, что педагог должен обеспечить «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий».
Темочки:
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Дети в дошкольном возрасте начинают сознательно, произвольно усваивать ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого они являются, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития.
В современном обществе можно увидеть, что складывается не радужная социальная ситуация: чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодежной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) вызывает необходимость поиска новых форм правового воспитания и просвещения детей.
Правовое воспитание и просвещение в ДОУ – это неотъемлемая часть социально- нравственного воспитания и включает в себя не только ознакомление детей со своими правами, но и подразумевает тесное взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам защиты прав ребенка.
Цель: Формирование правосознания и развития правовой грамотности воспитанников, расширение представлений о собственном месте в обществе, максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи программы.
Основными задачами программы являются:
- познакомить детей с основными документами по защите прав ребенка;
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
- воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости;
- разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
- активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора,
- развить чувство самосохранения в незнакомых ситуациях.
Форма организации.
• Фронтальные (групповые) беседы (занятия);
• Совместная деятельность педагога и детей;
• Инсценировки;
• Моделирование и анализ ситуаций;
• Игра.
Возрастная группа.
Программа рассчитана на детей подготовительной группы детского сада и первый класс школы (как кружок внеурочной деятельности, т. е. для детей 6-7 лет.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут. Всего занятий на 2020-2021гг. с учетом выходных и праздничных дней 36.
Начало занятий 08.09.2020г., конец – 01.06.2021г.
Принципы и подходы.
Программа разработана по следующим принципам преподавания:
• Принцип доступности и индивидуального подхода;
• Принцип системности и последовательности;
• Принцип динамичности;
• Принцип выбора;
• Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Предполагаемый результат.
Специфика возраста 6 – 7 лет (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Программа направлена на следующие целевые ориентиры (на этапе завершения кружковой деятельности) :
1) Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
2) Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
3) Развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
4) Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
5) Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.
Требования к уровню усвоения программы кружка.
К концу года дети должны знать: что существуют документы по правам человека; какие права в них закреплены; что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы.
Уметь: слушать других; проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей; общаться с другими.
Иметь представления: об общепринятых нормах и правилах поведения; об ответственности.
Уметь называть свои имя, фамилию и отчество, гражданство.
Понимать значимость семьи для ребенка и ребенка для семьи. Быть готовыми к общению с незнакомыми людьми.
Мотивационная составляющая.
Итоговый проект : рисунок по одной из статей Конвенции. Форма оценки: выставка и голосование детей и родителей. Призы: за 1, 2, 3 места сладкие призы.
Сроки проведения: май 2021г.
Необходимое оборудование.
Для осуществления кружковой деятельности необходимо следующее: печатная литература, спортивный инвентарь, карандаши, краски, альбомы, компьютер, проектор, музыкальный центр, театральные костюмы, материал из игровых уголков.