Светлана Савич
Деловая игра с родителями «Права наших детей» в ясельной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Права наших детей» в ясельной группе.
Актуальность темы «Права наших детей» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка. Дошкольное детство - это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Эффективность защиты прав ребенка в значительной степени зависит от того, насколько хорошо взрослые люди осведомлены о своих правах и о правах детей. Сами взрослые способны, живя и действуя, как законопослушные граждане, передать эти правовые знания детям, защищать их права.
Публикация «Деловая игра с родителями „Права наших детей“ в ясельной группе» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Цель:
Формировать у родителей представления о системе законодательства в области прав детей.
Задачи:
1. Способствовать педагогическому просвещению родителей.
2. Раскрыть содержание правового воспитания.
3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье.
4. Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.
Ход деловой игры:
1. Вводная часть (5 мин.).
2. Теоретическая часть (10 мин.).
3. Практическая часть - проведение деловой игры (20 мин.).
4. Итоговая часть.
Вводная часть.
Воспитатель: Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских собраниях. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей. А действительно ли данная тема заслуживает нашего внимания? Зависит ли благополучие наших детей от нас, взрослых? Сегодня у нас необычное собрание. И оно будет проходить в форме деловой игры.
Мы будем говорить о правах. У нас у всех есть права. А есть ли они у ваших детей? Попробуем сегодня вместе в этом разобраться. Нашими помощниками станут пословицы и поговорки, сказки.
2. Теоретическая часть.
Но сначала давайте познакомимся с нормативными документами, гарантирующими права ребенка. Таких документов немало.
1. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году, в которой сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозглашает, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
2. Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблей от 20 ноября 1989 года. Было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребенка. Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
3. Права детей в России. Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- Федеральный закон об образовании;
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
- Закон о дополнительных гарантиях по социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
3. Практическая часть-деловая игра.
Сегодня мы постараемся закрепить наши знания и опыт практической работой. Для этого, уважаемые родители, мы немного поиграем с вами.
Игра «Волшебный сундучок».
Инструкция. Педагог предлагает из сундучка по очереди достать предметы символизирующие знакомые всем права человека :
Свидетельство о рождении (право на имя).
Сердечко (право на заботу и любовь).
Домик (право на имущество).
Учебник (право на образование).
Страховой медицинский полис (право на медицинское обслуживание).
Детская игра (право на отдых).
Игра-викторина : «Права литературных героев»
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», Зайка из сказки «Заюшкина избушка»).
2. Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г. Х. Андерсен»).
3. Герои какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит» К. Чуковского).
5. В какой сказке у известной героини нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко», «Ховрошчка», «12 месяцев»)
6. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Дюймовочка», «Красная шапочка», Сказка о рыбаке и рыбке»).
7. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
8. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность).
9. Какое преступление совершили гуси – лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).
Деловая игра «Вопрос-ответ».
Инструкция. Педагог предлагает небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Родители должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с нужной цифрой.
Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
-педагоги
-родители
-члены правительства
ООН считает человека ребенком от рождения до:
-16 лет
-18 лет
-21 лет
Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права?
-таких различий нет
-национальная принадлежность
-состояние здоровья
На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
-на благотворительные организации
-на иностранных спонсоров
-на государство
Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
-правильно организованный режим питания, занятий воспитанников
-направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
-создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
-Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
-Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые права наших детей. Как же можно знакомить детей с их правами. Маленький ребенок не в силах изучить взрослые документы. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы. Например, прочитав сказку “Золушка” можно познакомить ребенка с правом на защиту от физического насилия, грубого обращения, оскорбления и унижения. А сказка “Заюшкина избушка” поможет понять ребенку, в чем заключается право ребенка на личное имущество.
Игра Викторина «Права литературных героев»
(по иллюстрациям к сказкам называем, какие права нарушены у героев сказок).
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые родители! А теперь хотелось бы получить ваше мнение по проведенной игре. Как вы считаете, все ли удалось сегодня?
Игра «Собери солнышко».
Инструкция. На доске нарисовано солнце. На столе лежать лучики. Каждый родитель берет лучик, пишет - право ребенка прикрепляет к солнцу свой лучик. ( Цветовая палитра: желтый – удалась игра, зеленый - не совсем, красный - совсем не удалась).
Уважаемые родители, часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями? Сейчас мы проведем тестирование, которое выявит, какой вы родитель. Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).
ТЕСТ (За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный – 0).
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее подумайте, можно ли еще кое-что улучшить?
Воспитатель: Мы хотим подвести небольшой итог и предлагаем вам составить цветок. Чтобы наши дети росли полноценными, цветущими необходимо, чтобы все лепестки были целыми, а значит надо, чтобы все права наших детей соблюдались, не нарушались, и следить за этим должны в первую очередь мы взрослые (родители собирают цветок, обмениваясь при этом мнениями).
Воспитатель: Мы много с вами сегодня говорили о наших правах и обязанностях, о том, что должны развивать в наших детях чувство ответственности, и начинать, конечно же, с самих себя.
Давайте прислушаемся к словам В. Г. Белинского: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.
Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!
В. Н. Максимочкина
(В конце собрания родителям раздаются памятки с основными статьями Конвенции о правах ребенка).