Ирина Клеменкова
Деловая игра с родителями «Как познакомить ребенка с его правами»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра с родителями : «Как познакомить ребенка с его правами»
Подготовила: Клеменкова И. А. ,социальный педагог
Актуальность темы: «Права наших детей» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности. Дошкольное детство – это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Эффективность защиты прав ребенка в значительной степени зависит от того, насколько хорошо взрослые способны, живя и действуя, как законопослушные граждане, передать эти правовые знания детям, защищать их права.
Публикация «Деловая игра с родителями „Как познакомить ребенка с его правами“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Цель: формировать у родителей представления о системе законодательства в области прав детей.
Задачи:
Способствовать педагогическому просвещению родителей.
Раскрыть содержание правового воспитания.
Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье.
Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении задания.
Оборудование: мультимедийная установка, буклеты для родителей, раздаточный материал для игр.
Ход деловой игры:
Вводная часть – 5 минут.
Теоретическая часть – 5 минут
Практическая часть – проведение деловой игры – 20 минут.
Итоговая часть – 5 минут.
Вводная часть
Уважаемые родители! Мы рады Вас видеть сегодня на нашем заседании клуба.
1 слайд. Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент современного общества. Но, как и когда начать говорить с ребёнком о его правах? Как сообщить грамотно об его обязанностях?
Конечно, чем раньше объяснять малышу правила поведения в обществе, тем будет лучше и ему самому и его родителям, и окружающим его людям. Нужно объяснять ребёнку доступным для него языком, что жить намного проще и приятнее, когда знаешь, как «надо» и как «не надо» поступать в той или иной ситуации.
Систему знаний о правах детей необходимо строить в соответствии с возрастом детей и их познавательными возможностями, а именно знакомить детей с теми правами, содержание которых им понятны и постоянно встречаются в их жизни; правами, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми; и, наконец, с теми, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных знаний.
Начиная знакомить малыша с его правами, каждый родитель должен сам знать и правильно трактовать основные права своего ребёнка (право на защиту от насилия, дискриминации, право на жизнь, образование, медицинскую помощь, право жить в семье, право на собственное мнение и т. д.). Основным документом, где изложена данная информация была и остаётся на сегодняшний день Конвенция ООН о правах ребёнка.
Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников. На дошкольном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.
Знакомство детей с их правами - сложная и новая работа. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Мы знаем, что главная деятельность дошкольника — это игра, в игре ребенок познает мир, все его ценности
Детям полезно играть в специальные игры, вот одна из них.
Игра «Волшебный сундучок».
Инструкция. Педагог предлагает из сундучка по очереди достать предметы символизирующие знакомые всем права человека :
• Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
• Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
• Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
• Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
• Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
• Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой о праве ребенка на игры и отдых).
2 слайд
Игра-викторина : «Права литературных героев»
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», Зайка из сказки «Заюшкина избушка»).
2. Героине, какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г. Х. Андерсен»).
3. Герои, какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит» К. Чуковского).
5. В какой сказке у известной героини нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко», «Ховрошечка», «12 месяцев»)
6. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Дюймовочка», «Красная шапочка», Сказка о рыбаке и рыбке»).
7. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
8. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность).
9. Какое преступление совершили гуси – лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).
Деловая игра - разминка «Вопрос – ответ»
Инструкция: Родителям предлагается небольшая игра, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из вопросов будет предложено три варианта ответа.
1. ООН считает человека ребенком от рождения до :
• 16 лет
• 18 лет
• 21 лет
2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка :
• педагоги
• родители (ст. 18)
• члены правительства
3. Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей :
• на благотворительные организации
• на иностранных спонсоров
• на государство (ст. 20)
4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права
• состояние здоровья
• таких различий нет (ст. 2)
• национальная принадлежность
Итоговая часть
Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые методы и приемы знакомства с правами детей. Как же можно знакомить детей с их правами. Маленький ребенок не в силах изучить взрослые документы. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы.
3 слайд
Например, неплохо изложены права «детёнышей» в книге всеми известного детского писателя Г. Остера. Она так и называется – «Права Детёнышей».
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Прочитать знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. например, "Чиполлино" Д. Родари, "Гадкий утенок" Г. -Х. Андерсена, "Приключения Буратино" А. Толстого. В мире литературы и в мире мультипликации огромное множество произведений для детей, которые могут послужить иллюстрацией к той или иной ситуации из жизни Вашего малыша. Для бесед со средними и старшими дошкольниками на тему их прав и обязанностей лучше использовать в качестве примеров ситуации, например, с любимыми сказочными героями.
В ходе такой работы
• дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу об окружающих, оказывать им помощь и поддержку;
• у детей появляется чувство право сознания, значимости своего "Я".
Наше заседание на этом окончено и в завершении мы хотим вам вручить памятки с основными статьями Конвенции о правах ребенка.