Самарина Татьяна Васильевна
Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию
▼ Скачать + Заказать документы
Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию
Современное общество в настоящее время начинает утрачивать такие важнейшие качества личности, как духовность, нравственность, культура. Особенно остро встает вопрос о приобщении детей к национальной культуре, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Темочки:
Новизна педагогического опыта заключается в том, чтобы сделать процесс приобщения дошкольников к истокам национальной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества через интеграцию образовательных областей и через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.
Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей в области национальной культуры. Следовательно, приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В воспитании гармонически развитой личности неоценима роль дошкольной организации. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.
Общаясь в социуме, как правило, у детей рано появляется интерес к людям разных национальностей: их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт.
Республика Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша, а также представители других национальностей. Общность условий проживания этих народов делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, стоящая перед обществом и, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка дошкольного возраста. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Национальная культура – неиссякаемый источник народной мудрости, в котором сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Именно знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.
Дошкольная организация как социальный институт ориентирована, прежде всего, на возрождение национальных ценностей и призвана помочь семье приобщать ребенка к духовным ценностям народа, богатствам культуры и языка.
Приобщая ребенка к национальной культуре, родители и педагоги вводят его в мир общечеловеческих ценностей, воспитывая чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывая внимательное отношение к слову, культуре речи своего народа.
Знакомство с родным краем – это максимальное использование окружения региона, организация краеведческой среды в дошкольном учреждении: создание центра краеведения, мини-музея национальной культуры, макетов природных зон региона в группе и др. Важна вариативность этой среды и постоянное ее обновление.
История и культура края огромны, весь краеведческий материал охватить невозможно, поэтому следует остановится на основных направлениях работы: ознакомление с окружающей действительностью (ближайшее окружение, семья, детский сад, жизнедеятельность людей и промыслы края, мир природы, история и культура края (знакомство с прошлым и настоящим региона, возникновением города, заповедными местами, традициями, архитектурными и художественными обликами, выдающимися соотечественниками).
Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда у детей можно формировать познавательный интерес к родной культуре. Поэтому, для реализации этого направления была выбрана тема: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры».
Работа по данному направлению станет наиболее эффективной и устойчивой при соблюдении следующих условий:
- при расширении представлений о мордовском национальном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
- при обогащении детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально-театрализованную деятельность;
- при приобщении детей к мордовским народным играм.
В связи с этим были определены задачи:
1. Создавать педагогические условия в ДОО для приобщения дошкольников к истокам мордовской народной культуры.
2. Развивать устойчивый интерес к народной культуре.
3. Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности.
4. Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность интонации и фонематического слуха.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения мордовского народного творчества.
6. Развивать фантазию, творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края.
8. Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, уважение к национальным традициям через возрождение богатого опыта мордовского народа.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Методика работы ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.
В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, интеграцию по пяти основным образовательным областям; продуктивную, игровую, совместную деятельность; ознакомление с художественной литературой и народным фольклором.
Познавательное развитие включает в себя знакомство с историей родного края и проживающими в нем народами; их традициями через посещение мини-музея МДОУ, рассматривание репродукций, фотографий, составление рассказов на различные темы.
Продуктивная деятельность включает в себя художественно-эстетическое творчество: рисование, лепку, аппликацию.
Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, предполагает знакомство с народными играми.
Ознакомление с художественной литературой и народным фольклором предполагает знакомство с произведениями устного народного творчества: сказками, легендами, стихами, считалками, поговорками, пословицами, загадками.
В музыкальную деятельность входят: разучивание и исполнение народных песен (как русских, так и мордовских, слушание народной музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; развлечения (народные праздники); театрализация и драматизация сюжетов народных сказок и литературных произведений с музыкальным сопровождением.
Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры необходимо использовать следующие направления:
1. Окружение ребенка предметами национального характера.
Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной специфики предполагает наличие: «Мини-музея национальной культуры», центра национальной культуры в группе, экологической тропы на территории детского сада. В мини-музее интерьер составляют подлинные предметы мордовского быта, которые используются как наглядные пособия в процессе проведения работы по ознакомлению детей с культурой мордовского народа. Здесь также имеется материал для познавательного развития: предметы декоративно-прикладного искусства, игры, произведения мордовских писателей, художников – все то, что имеет отношение к краеведческой работе.
Первые посещения «мини-музея» начинаются со знакомства с предметами быта, их названиями, со способом действия с ними. Причем если детям младшего возраста даются только названия предметов старины и демонстрируется их функциональное использование, то детям старшего возраста обозначается преемственность с современными аналогами. Организация таких занятий предполагает развитие познавательной активность детей.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции.
Именно данное направление способствует более детальным наблюдениям за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны и с различными сторонами общественной жизни человека во всем ее многообразии.
4. Ознакомление детей с народным изобразительным искусством.
5. Знакомство с народными играми.
Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественную литературу;
- игру, народную игрушку и национальную куклу;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыку.
Таким образом, для эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, необходимо соблюдение следующих условий:
- определение базовых направлений в работе с детьми;
- использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством;
- включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы;
- использование разнообразных технологий при организации деятельности детей с применением различных средств: общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка и др. ;
- совместная деятельность родителей и педагогов по данному направлению.
Формы образовательной работы с дошкольниками.
• образовательная деятельность;
• совместная деятельность;
• праздники и развлечения;
• наблюдения в природе и в быту;
• организация конкурсов, выставок, смотров;
• слушание музыки, просмотр видеофильмов;
• посещение музеев;
• создание центра краеведения.
Методы и приемы работы.
• беседы о народных традициях и обычаях;
• чтение мордовской художественной литературы;
• заучивание потешек, прибауток, закличек;
• использование загадок, пословиц и поговорок;
• разучивание и проведение мордовских народных игр;
• разучивание мордовских народных песен и танцев;
• использование национальных костюмов на праздниках и в инсценировках;
• использование изделий народных промыслов;
• инсценировки сценок, сказок.
Взаимодействие с семьей.
Реализация работы по данному направлению в полном объеме стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Проведенные совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что, в последствии, оказало положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Формы работы с родителями.
• Проведение анкетирования.
• Совместные досуги, праздники, развлечения.
• Участие родителей и детей в выставках и конкурсах изделий народного рукоделия, игрушек, открыток.
• Изготовление атрибутов к играм
• Создание мордовского национального костюма.
• Организация открытых просмотров и других видов деятельности.
• День открытых дверей.
• Выпуск газет, памяток, консультаций. Обновление материала в родительском уголке.
• Организация мини-библиотеки по народному творчеству.
• Создание различных альбомов изобразительного творчества.
В задачу педагога в контексте данной проблемы входит помочь воспитать у детей интерес к родной культуре и научить осознавать себя как носителя этой культуры. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Работа по приобщению детей к национальной культуре заключается во внедрении в образовательный процесс ДОО национально-регионального компонента. В процессе его использования в образовательной деятельности, играх, развлечениях и других видах деятельности расширяется и обогащается объем знаний детей об окружающем мире, о родном крае, о его культуре и традициях, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след («Фото 1 – В гостях у Олдуньи»).
Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательной, речевой и продуктивной деятельности. В процессе занятий дети изучают быт, традиции и культуру мордовского народа. («Фото 2 – Знакомство с национальным костюмом). Дети активно участвуют во всех праздниках, конкурсах, развлечениях, выставках по данной теме («Фото 3 – День национальной кухни»).
Семья является главным источником народных традиций, поэтому я постаралась заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края. Хочется отметить, что в совместной работе и тесном сотрудничестве мы добились хороших результатов: родители стали больше проявлять интерес к приобщению детей к национальной культуре, принимают активное участие в различных конкурсах и совместных мероприятиях («Фото 4 – Конкурс «Народная кукла»).
Ежедневно, с детьми в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы («Фото 5 – «Посиделки (Кортнемат)», читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.
По годовому плану ежегодно март является месячником Национальной культуры, в рамках которого проводятся:
- смотр «Лучший уголок краеведения»,
- выставка рисунков «Мой любимый край»,
- «День национальной кухни»,
- викторина «Знатоки родного края» (с детьми подготовительных групп)
- анкетирование родителей,
- контрольный мониторинг знаний детей по духовно-нравственному воспитанию и др.
В ходе проведения мониторинга («Таблица 1 – Мониторинг знаний детей по духовно-нравственному воспитанию») была установлена динамика роста уровня усвоения детьми представлений о традициях народа, о его быте и культуре. Дети проявляют интерес к предметам родной культуры, умеют чувствовать красоту родной природы и усваивают национальные традиции, знают и понимают народные сказки, праздники.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают детей («Фото 6 – День эрзянского языка», формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре («Фото 7 – Знакомство с народами, населяющих территорию Мордовии»). Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы («Фото 8 – Дидактическая игра «Домино»). В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций. Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проводимая работа по теме «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» способствует приобщению к национальной культуре родного края, привитию интереса к быту, обычаям и традициям мордовского народа. Дети с большим удовольствием стремятся изучать и узнавать как можно больше о своей малой Родине, о культуре своего народа, его традициях.
Результаты педагогического опыта моей работы по данной теме могут быть востребованы воспитателями ДОО. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методических объединений педагогов, педсоветах, семинарах.
Мой педагогический опыт по данному направлению представлялся на различных мероприятиях:
- Региональный семинар «Образование и воспитание детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона» (10 февраля 2016 г.)
- Республиканский круглый стол «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» (15 апреля 2016 г.)
- Круглый стол «Ознакомление детей с родным языком через систему дополнительного образования» (19 октября 2016 г.)
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Роль семьи и образовательных организаций в сохранении родного языка и культуры мордовского народа» (13 апреля 2017 г.)
- Мастер-класс «Познавательное развитие дошкольников средствами национального декоративно-прикладного искусства» (15 марта 2019 г.)
- Мастер-класс «Учим мордовский язык с детства» (15 марта 2019 г.)
Обобщение педагогического опыта работы размещаю на страницах своего сайта и сайта учреждения. Опыт моей работы был обсужден на заседании методического объединения воспитателей дошкольной организации и получил положительную оценку.