Горелова Татьяна Валентиновна
Мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Мастер класс для педагогов.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком – дошкольником.
• Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников“» размещена в разделах
Ход мастера – класса :
Педагог представляется, знакомит участников с условиями предстоящей деятельности.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представлю вам мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Путём исследовательских действий и экспериментирования, я учу своих воспитанников находить разные способы решения задач, уметь анализировать и делать выводы. Во время такой деятельности ребенок может полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свою фантазию, активность, самостоятельность.
Давайте мы вместе уточним, что ложится в основу исследовательской
деятельности …
- игровая деятельность
Не будем забывать, что исследовательская деятельность помогает нам
развить в ребенке?
Исследовательская деятельность развивает в ребенке :
- представления об окружающем мире
- мыслительные процессы
А какие навыки развиваются у детей?
-исследовательская деятельность :
- наблюдательность
- расширение кругозора
- углубление знаний
-усидчивость
- аккуратность
А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Такую деятельность можно провести с детьми подготовительной группы в конце учебного года. Дети в этом возрасте владеют достаточной информацией о свойствах различных предметов и явлений. Сказка называется «Удивительная прогулка Маши….»
Однажды Маша решила прогуляться. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были лилии. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите лилии на воду, налитую в тарелку. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Проходя, мимо озера Маша увидела, в нём, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке. Они, то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут, же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Полюбовалась, Маша рыбками и отправилась дальше. И тут она увидела колодец, а вокруг него прыгала птичка– ей очень хотелось пить, но она не могла достать воды. Тогда Маша решила ей помочь. (Как это Маше сделать)
Опыт №3
В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху. Потом дорога её проходила через огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие насекомые и громко жужжали, это были пчелы.
Опыт № 4
Луг, к которому приклеены разноцветные цветы, а внутри магнит. А пчелки будут магнититься к цветам, но не на луг.
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов к нам:
1. Почему же распускаются лилии?
2. Почему виноградинка то поднималась, то опускалась?
3. Почему вода поднимается вверх?
4. Почему пчёлы летят на цветы?
Обсуждение экспериментов с педагогами.
Ведущий. Я хочу закончить мастер-класс китайской мудростью :
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. Желаю успехов! Спасибо за внимание!