Гульнур Дюсенова
Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста
«Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной
и экспрессивной речи у детей раннего возраста».
Учитель – дефектолог КГУ "КППК города Риддера" УО ВКО Дюсенова Г. Ж.
1. Развитие импрессивной речи.
Публикация «Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».
Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.
Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
«Поручения».
Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».
«Делай, что я сказал (а)».
Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например, взрослый говорит:
- Мы идем: топ-топ.
Дети идут за взрослым.
- Побежали: шлеп-шлеп.
Дети бегут за взрослым.
- И устали: стоп!
Дети останавливаются вместе со взрослым.
После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.
Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию, являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.
Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек, например:
- выбери все машинки;
- выбери всех кукол.
Можно классифицировать геометрические тела:
- выбери все шарики;
- принеси все кружки.
Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д. С большим интересом работают дети с мозаикой. Начинаем работу с усвоения слова «такая (ой)».
«Грибки».
Взрослый показывает мозаику красного цвета, закрепляет ее на поле для выкладывания.
Взрослый: Найди такой грибок.
Ребенок находит такую же мозаику и закрепляет ее.
Взрослый (показывая два пальца) : Два грибка.
Ребенок повторяет движение, показывая два пальца.
Взрослый: Это красные грибки. Найди еще такой же грибок и т. д.
«Яблонька».
Взрослый заранее выкладывает контур дерева, состоящий из ствола (прямая линия) и кроны (замкнутая кривая линия).
Взрослый: На яблоньке вот такое яблочко (закрепляет красную мозаику). Красное яблоко. Найди такое же.
Ребенок закрепляет красную мозаику в пределах контура кроны.
Взрослый: На яблоньке красные яблочки. Вот столько, два (показывает два пальца). Ребенок показывает два пальца.
Взрослый (закрепляя зеленую мозаику) : На яблоньке вот такое яблоко. Найди такое же. Яблочки наверху. Погладь яблочки на яблоньке. Подул ветер. Упали яблочки (Переносит мозаику вниз). Яблочки внизу, под яблонькой. Погладь яблочки внизу.
Конечно, в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.
«Умный пальчик».
На столе разложены картинки с изображением предметов.
Педагог: «Покажи лошадку, покажи куклу.»
Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку.
Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми, находящимися на предикативном уровне понимания речи : вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных, с называнием того, кто совершает действие: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик.». Затем различаются действия, совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит.»
Следующий этап развития понимания речи - понимание форм слов: «Покажи, где стол - где столик, где мяч - где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом». Детям с задержкой речевого развития особенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет - мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала - машина приехала, пальто застегнули - расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал - Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит - летят).
Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи :
день - ночь;
много - мало;
высоко - низко;
длинный (ая) - короткий (ая).
Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: - рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером) - рисуем короткую дорожку; - на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) - на маленькой тарелке мало ягод и т. д.
Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.
Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.
2. Развитие экспрессивной речи.
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.
«Сделай, как я»
Взрослый говорит: Взрослый показывает:
Подними ладошки выше Поднимает ладони.
И сложи над головой. Складывает ладони над головой под углом друг к другу.
Что же вышло?
Крыша вышла, а под крышей
Мы с тобой.
Положи ручки на коленочки. Кладет свои руки на колени.
Подними ладошки выше, Поднимает ладони.
Поскорее помаши. Машет кистями рук.
Что же вышло?
Птички вышли,
Птички очень хороши.
Положи ручки на колени, Кладет свои руки на колени.
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой. Сгибает ладони.
Что же вышло?
Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.
У бабуси жили гуси;
Вот один, а вот другой.
Положи ручки на колени. Кладет руки на колени.
Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.
Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук:
«А» : широко разводим руки вперед - в стороны.
«У» : плавное движение обеих рук вперед.
«О» : плавное движение обеих рук в стороны - вверх.
«И» : плавное движение обеих рук в стороны.
«Ы» : присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
«Э» : плавное движение рук в стороны вниз.
Звук Н в слияниях
НА-НА-НА - хлопки перед собой.
НО-НО-НО - хлопки над головой.
НУ-НУ-НУ - хлопки вытянутыми вперед руками.
Звук Н'
НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).
НЯ-НЯ-НЯ - пальчик кланяется.
НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчик о пальчик.
НИ - пальчики «бодаются» - упираются один в другой.
Звуки М—М'
Отрабатываются в слияниях по той же схеме. .
Звук П.
ПА-ПА-ПА - движения кистями вниз (руки перед собой).
ПО-ПО-ПО - то же движение кистями (руки приподнять).
ПУ-ПУ-ПУ - то же движение, руки вытянуть (без напряжения).
Звук П'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук Б.
БА-БА-БА - хлопки перед собой.
БО-БО-БО - хлопки над головой.
БУ-БУ-БУ - хлопки вытянутыми вперед руками.
Звук Б'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация П—Б
ПА-ПА-ПА - БА: движения кистями - хлопок.
ПО-ПО-ПО - БО: движения кистями - хлопок.
ПУ-ПУ-ПУ - БУ: движения кистями - хлопок.
Звук Т
ТА-ТА-ТА - движения кистями вверх, руки перед собой.
ТО-ТО-ТО - движения кистями вверх, руки наверху.
ТУ-ТУ-ТУ - движения кистями вверх, руки вытянуты вперед.
Звук Т'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация Т—Д
ТА-ТА-ТА - ДА: движения кистями - хлопок.
ТО-ТО-ТО - ДО: движения кистями - хлопок.
ТУ-ТУ-ТУ - ДУ: движения кистями - хлопок.
Звук К.
КА-КА-КА - постукивание кулачком о кулачок (руки перед собой).
КО-КО-КО - постукивание кулачками (руки приподнять).
КУ-КУ-КУ - постукивание кулачками (руки вытянуты вперед).
Звук К'
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация К—К'
Твердые слияния - руки в кулачках.
Мягкие слияния - ладони раздвигаются от рта в разные стороны.
Звук Х
Резко загнуть кисти вниз.
ХА - руки перед собой.
ХО - руки приподнять.
ХУ - руки вытянуть вперед.
Звук Х'
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук Ф.
ФА - вытянуть руки вперед (ладони вниз).
ФУ - вытянуть кисти вперед (ладони ребром).
ФО - поднять кисти вверх (ладони смотрят друг на друга).
Звук Ф'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук В.
ВА - сцепить руки в замок.
ВО - поднять сцепленные руки вверх.
ВУ - вытянуть сцепленные руки вперед.
Звук В'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук С.
СЯ - нажимать на ладонь.
СЕ - поставленную ребром.
СЁ - пальцами другой руки.
СЮ.
Вызываем у детей звуки в соответствии с нормами онтогенеза:
- гласные: А, О, У, И;
- согласные: Н, НЬ, М, МЬ, Б, БЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, X, ХЬ, й, йА, йО, йУ, йЭ, В, ВЬ, Ф, ФЬ.
Разумеется, эта схема весьма приблизительна. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.
Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.
Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:
ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;
СГ: «НА»;
СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»; СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».
Следующий этап работы - использование детьми форм появившихся слов: панама - панамы.
Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения, предоставляя ребенку образец фразы: - На, Маня. Мани нет!
С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.