Лилия Садикова
Интерактивная игра «Познавательная поляна»
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательная поляна» - интерактивная игра.
Авторы: Садикова Лилия Ивановна
Шушкова Ляйля Хамидовна
МБДОУ №18 «Ласточка» комбинированного вида ЕМР.
Образовательная область: познавательная.
Возрастная категория: дети раннего и младшего дошкольного возраста.
Актуальность. Данное дидактическое пособие используется при организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам, воспитателям, специалистам коррекционной педагогики, родителям детей, имеющих сложные нарушения в развитии.
Публикация «Интерактивная игра „Познавательная поляна“» размещена в разделах
Цель: создание условий для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста посредством развивающего коврика.
Данная разработка может использоваться для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии. В нашей практике проводилась работа именно с такой группой детей.
С помощью данного пособия можно организовать эмоциональные и сенсорно насыщенные игры, которые позволяют реализовывать следующие задачи:
- стимуляция познавательной активности;
- активизация зрительного восприятия;
- обогащение тактильного опыта;
- формирование первичных представлений о свойствах предметов (цвете, размере, форме, материале);
- формирование умения группировать предметы по цвету;
- развитие мелкой моторики;
- развитие подражания.
Яркие цвета и разнообразная фактура разработки позволяет одновременно использовать зрительный и тактильный анализаторы.
Особо привлекает детей середина коврика, оформленная в виде пирамидки, приятной на ощупь, которую ребенок изучает тактильно – двигательным способом: ощупывает, может захватить, потянуть, вытащить, подкинуть. Тактильная стимуляция способствует снятию тревоги и напряженности детей, а также обогащению их сенсорного опыта. Размер коврика позволяет детям расположиться на нем в удобном положении: сидя или лежа на животе.
Многофункциональный коврик помогает решать задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Он является символом объединения взрослых и детей для совместной деятельности, что также значимо в работе с воспитанниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. У большинства детей отмечаются трудности регуляции поведения, переключения, повышенная отвлекаемость. Наличие такого символа в группе способствует прогнозированию ситуации, становится опорой для организации своего поведения. Привлечение внимания детей к «Познавательной полянке» помогает им организоваться и включиться в общую игру, а совместное с ними скручивание коврика показывает, что деятельность завершена.
Кроме этого сенсорный коврик является универсальным инструментом сенсорной интеграции – восполнения дефицита сенсорного опыта.
Планируемыми результатами использования данного дидактического пособия являются:
- развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;
- сенсорное насыщение детей со сложными нарушениями в развитии;
- развитие первичных коммуникативных умений;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие подражания как основы самостоятельной деятельности детей с ОВЗ.
Дидактическое разработка «Познавательная полянка» обладает такими характеристиками, как полифункциональность, вариативность, доступность. Многофункциональный сенсорный коврик безопасен в использовании, легко дезинфицируется после каждого применения кварцевыми лампами, при необходимости – стирается, что полностью соответствует нормам СанПина.
Многофункциональный коврик «Познавательная полянка» представляет собой дидактическую разработку, изготовленное из подкладочного материала: разного цвета, ярких лоскутов треугольных тканей в форме круглой разноцветной поляны. Середина «Полянки» выполнена в виде игрушки пирамидки. Именно он является центром и от него исходят 12 разноцветных треугольных дорожек. На каждой дорожке содержится игра, отвечающая за определенную образовательную область: физическое, речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Дополнительно для игр на коврике изготовлены следующие атрибуты: крышки, цветы, домик, палочки. Рукотворность исполнения атрибутов позволяет создавать и добавлять новые элементы к играм, усложнять их, постепенно создавая огромную коллекцию игр и упражнений.
«Познавательная полянка» и материалы, используемые для игр на коврике, располагаются в свободном доступе для детей. Это позволяет им самостоятельно выбрать предпочитаемую игру, что способствует поддержке инициативы и формированию первоначальных самостоятельных действий у детей со сложными нарушениями развития.
Коврик изготовлен в форме круга, что несет в себе дополнительную смысловую нагрузку: в кругу все равны, все находятся на одинаковом расстоянии от центра, все видят друг друга. Это позволяет каждому ребенку испытать единство и поддержать эмоциональный контакт с остальными участниками, стимулирует к участию в общем действии. Совместная деятельность взрослых и детей, организованная на «Познавательной полянке», строится по типу сотрудничества взрослых и детей. Все выступают как равноправные участники игры и соблюдают очередность. Педагоги эмоционально комментируют игру, «заражая» положительными эмоциями детей.
Практика показывает, что проведение систематической и методически правильной работы с использованием представленного выше пособия позволяет достичь следующих результатов:
- дети со сложными нарушениями развития проявляют положительные эмоции во время игр на коврике «Познавательная полянка», самостоятельно находят мелкие предметы на его поверхности, используя зрительный и тактильный анализаторы, подражают действиям взрослого, умеют (или проявляют попытки) группировать предметы по цвету и форме;
- нормативно развивающиеся дети младшего дошкольного возраста проявляют познавательную активность, знают и различают основные цвета, узнают и различают знакомые предметы на ощупь, владеют первичными представлениями о свойствах предметов (цвете, размере, материале).
Это, в свою очередь, позволяет нам говорить об эффективности использования многофункционального сенсорного коврика «Познавательная полянка» в работе с детьми с разными образовательными потребностями.