Любовь Неупокоева
НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор
«Знакомство с ненецкой национальной одеждой»
Задачи:
- Познакомить детей с ненецким национальным костюмом;
- Развивать наблюдательность и внимание;
-Активизировать словарный запас и расширить кругозор;
- Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов;
Публикация «НОД Познание, Формирование целостной картины мира, расширение кругозор „Знакомство с ненецкой национальной одеждой“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
-Формировать чувства толерантности.
Оборудование: куклы Нанине и Едейка в ненецких костюмах; макет чума; расписные мешки ненецким орнаментом; набор иллюстраций «Дети севера»; аркан; игрушка оленя; аудиоаппаратура; фонограмма ненецких песен.
Участники: взрослые – воспитатель, Хозяйка чума, дети – воспитанники подготовительной группы
Предварительная работа:
1. Проведение бесед с детьми «Мой округ», «Национальности проживающие в ЯНАО», «Культура коренного народа - ненцев», «Дружба народов».
2. Чтение ненецких сказок, рассматривание картинок людей в ненецкой одежде.
Ход мероприятий
На одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сингакотя».
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?
Дети (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯНАО, в Надымском районе, в селе Ныда
Воспитатель: Какой народ самый первый поселился на Ямальской земле?
Дети: ненцы
Воспитатель: Правильно, молодцы. К нам в гости пришли куклы Нанине и Едейка. Посмотрите, как они красиво и нарядно одеты.
Куклы Нанине и Едейка одеты в ненецкую национальную одежду. А что бы узнать больше, куклы приглашают нас в гости в чум.
Играет ненецкая музыка, гостей встречает Хозяйка чума.
Хозяйка чума: Здравствуйте дорогие гости, проходите, присаживайтесь.
Дети рассаживаются возле чума.
Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим узнать о национальнойненецкой одежде.
Хозяйка чума: Есть у меня 2 расписных мешка – тутяко, для хранения мужской и женской одежды, много интересного могу я вам рассказать и показать, а вы слушайте внимательно и запоминайте.
Давайте посмотрим и узнаем, что внутри. (открывает мешок, достает верхнюю мужскую одежду)
- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном.
Малица (малъця) — длинная глухая одежда из оленьих шкур, сшитая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. Поверх малицы обычно надевают сорочка из плотной материи, иногда из сукна.
Показывает ремень
Малицу подпоясывают сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя.
Обувью служат кисы — высокие меховые сапоги из камуса (оленьи лапы, с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя). Внутрь кисов вкладывают стельки из сухой травы. Кисы надевают с «чижами».
У мальчиков такая же одежда только меньше размером. Маленькие оленеводы помогают родителям в тундре.
Сейчас мы с вами поиграем в национальную игру «Поймай оленя». Я вам дам аркан, ваша задача набросить аркан на шею оленя (игрушка)
Проводится игра «Поймай оленя»
Воспитатель: А какую одежду носят женщины?
Хозяйка чума: Есть у меня второй мешок, где хранится женская одежда.
Показывает ягушку.
Женскую одежду — ягушку — шьют из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Летнюю ягушку шьют из сукна и украшают бисером. Женская обувь отличается лишь деталями выкройки.
Праздничная одежда отличается от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные малицы у мужчин). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к ягушке). Широко распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы, бусы, бисер, а так же используется Орнамент – это узор для украшения одежды и быта.
-Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев имеют свое обозначение: «Оленьи рога», «Тропы оленьи», «Уши зайца», «След медведя» и многие другие.
- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном.
Ну, вот и пусты мои мешки, все показала и рассказала я вам.
Воспитатель: Да и нам уже пора домой возвращаться.
Хозяйка чума: По нашему обычаю и гостеприимству вы должны попить чай с северными ягодами. Вот морошка, вот брусника. Угощайтесь, ребята.
После чаепития, куклы и Хозяйка чума прощаются с детьми.
Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам в гостях? Сейчас мы узнаем, кто был внимательным во время нашего путешествия.
Детям задаются вопросы на закрепление материала: Из чего шьется одежда, как называется верхняя женская одежда, мужская? Как называется обувь? Чем украшается одежда?
Список используемой литературы:
«Картина мира в фольклоре ненцев» Пушкарева Е. Т.