Папки-передвижки

Поэтический образ природы в детских рисунках

Мария Андрющенко
Поэтический образ природы в детских рисунках
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы должно возвысится на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием.

Детское творчество отражает окружающий мир, природу - как на основе, непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольника побуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Публикация «Поэтический образ природы в детских рисунках» размещена в разделах

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми знакомятся дошкольники.

Вопрос развития детского творчества на основе поэтических произведений считается важным и сложным в методике руководства художественной деятельностью детей. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становиться его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В процессе восприятия поэтического произведения уточняются и систематизируются детские впечатления, побуждаются четкие и меткие определения для выражения эстетических эмоций, чувств. На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.

На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Заостряется его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремиться нарисовать то, о чем сказал поэт. Дети знакомятся с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, и одновременно демонстрирует яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия. С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Используются не только иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. Со старшими детьми чаще проводятся экскурсии в природу, где формируется у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать её красоту и совершенство. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремиться воспроизвести это в своих рисунках. При организации работы нужно учитывать подбор художественных произведений. Прежде всего они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям но тематике, содержанию, языку. Это имеет большое значение для творческой изобразительной деятельности дошкольника. Изобразительность художественного образа помогает представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве. Выразительность наделяет художественное слово способностью вызвать эмоции, чувства, заостряет впечатления и воображение, усиливает мыслительную деятельность человека. Художественные образы должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, восторженное любование природой.

Существенное значение в произведениях, которые используются для детского рисования, имеет олицетворение в них природы. Известно, что динамичные образы природы изобразить легче, поэтому подбирать следует произведения, в которых образы природы показаны в действии, в развитии.

Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Различные краски становятся более понятны детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведениях с помощью эпитетов-прилагательных указывающих на цвет предмета. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что «темный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами.

Художественные средства помогают передать определенный колорит пейзажа. И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружиться и па землю тихо падает, ложиться. ,.», «. лес, что шапкой принакрылся чудной».

В произведении А. С. Пушкина «Идет волшебница-зима» передать колорит помогают глаголы «пришла», «рассыпалась», «повисла», «легла». Колорит может вырисовываться с помощью эпитетов-прилагательных, дающих яркую цветовую характеристику той или иной картины природы. Например, наступление зимы с торжеством утверждает "белый, праздничный наряд" рябинки в стихотворении Е. Трутневой «Первый снег».

Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию и правильно разместить изображение на листе бумаги. Так, Ф. Тютчев называет зиму «чародейкою», а Пушкин - "волше6ницей", - подмечая сказочное очарование этого времени года. Такое называние зимы возбуждает у ребенка желание необычно, волшебно нарисовать, зимнюю картинку.

Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество.

Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции, индивидуальных особенностей образов, действий, способствует отражению этих качеств в детских пейзажных рисунках.

Поэтический образ может стать единственным побудителем детского рисунка. Это проявление более высокого уровня детского творчества, которое становиться возможным благодаря развитию определенных представлений. Дети могут создавать творческие рисунки не только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы, обязательно будут присутствовать в детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями. Поэтический образ помогает найти ребенку изобразительные средства, способствует созданию в рисунке развернутого пейзажа, что помогает расположить все предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года, выразить чувства.

Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас несовершенна. Рисуя пейзаж, ребенок стремится к отражению лишь характерных, на его взгляд, признаков и особенностей. Рисуя ель, дети четырех-пяти лет передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. Старшие дошкольники стремятся выделить старые и молодые ели, большие и маленькие. Разные оттенки зеленого цвета в окраске хвои, веток, разное строение и окраска ствола, индивидуализация в деталях в изображениях этого дерева у детей шести лет.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшим он помогает выразить к образу. Старшие дети, изображая различные цветовые оттенки предметов, придают некоторую выразительность образам, придают настроение поэтических строк. В значительной степени поэтическое произведение способствует развитию композиционных умений детей. Иногда ребята могут дополнить картину о растительном мире изображением животных или птиц. Наиболее часто в пейзажах встречаются изображения различных пород деревьев с листьями и без них, кустов, травы, реки, солнца, неба. Дети живо передают состояние природы, время дня, года.

Нужно постоянно помнить о влиянии эмоций, как движущей силе воображения и выразительности детского творчества. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт; который ребенок получает через восприятие. Выразительность их зависит от увлечения темой, от интересов детей. Чем сильнее захватывает дошкольника тема рисунка, тем более выразительно он старается ее передать. Предпосылкой создания выразительного рисунка дошкольника является овладение им изобразительной грамотой, т. е. элементарными навыкам, умениями в области рисования.

Работа, по развитию детского изобразительного творчества, в рисовании природы, должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка, начиная с четырех лет, нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе в искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

Одной из форм систематической работы по эстетическому восприятию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которого развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе.

К основным методам, используемых для развития эстетического восприятия и детского творчества относятся: рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе; показ некоторых приемов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.

Для изображения пейзажа дети могут использовать акварель, гуашь, в старших группах им доступно применение таких изобразительных материалов, как угольный карандаш, восковые мелки, пастель. Они уже знают, что на темном фона светлые тона кажутся светлее, а на светлом - темнее. Для развития остроты восприятия насыщенности цвета можно использовать игровые задания: «Найди оттенки цвета на картинке», «Составь оттенки синего цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа- самая светлая».

Прежде чем учить детей, нужно самому овладеть способами работы с различными краскам и гуашью, акварелью. Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка. Можно рекомендовать способы закрашивания фона: с помощью ватного тампона, разбрызгивания краски, размыва и т. д. В средней группе цвет фона задается, в старшей группе дети чаще самостоятельно подготавливают нужный фон, используя свои знания о смешивании цветов, высветлении или затемнении их, составление нужных оттенков цвета.

При знакомстве с опоэтизированной природой нужно дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, научить сравнивать, как отраженно одно и то же природное явление в разных поэтических строках дети начинают понимать эту красоту, связывают се с тем, что лес-богатство нашей Родины, её могущество, т. е. у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь лес, природу - этому человек должен научиться с детства. Нужно показать образ гуманного отношения ко всему живому. Так после сильного снегопада ветки деревьев гнутся под тяжестью снега и могут сломаться. Совместно с детьми стряхнуть снег, где это возможно, с кустарников и деревьев, чтобы сохранить их невредимыми. Такая работа окажет положительное влияние на воспитание эмоционально-гуманных чувств дошкольников и на развитие их в дальнейшем во время изобразительной деятельности.

Итак, отражение поэтических образов в рисунках доступно детям дошкольного возраста; оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического восприятия, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе, Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать ее благотворное влияние.

Публикации по теме:

«Диво дивное» Поэтический утренник к 80-летию со дня рождения Н. Рубцова«Диво дивное» Поэтический утренник к 80-летию со дня рождения Н. Рубцова Воспитатель: Я запомнил, как диво, Тот лесной хуторок, Задремавший счастливо Меж звериных дорог. Там в избе деревянной, Без претензий.

Конспект открытого занятия «Мы за здоровый образ образ!» Открытое занятие на тему: «Мы за здоровый образ жизни!» Цель: формировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей.

«Поэтический вечер» с родителями детей средней группы«Поэтический вечер» с родителями детей средней группы Цель: Воспитывать патриотические чувства у детей и родителей, чувство гордости за героев ВОВ. Задачи: 1. Воспитывать уважение детей к ветеранам.

История в рисунках, первая младшая группаИстория в рисунках, первая младшая группа Люблю рассматривать детские рисунки. Сейчас у меня старшая группа и мои воспитанники очень любят рисовать. В свободном доступе у них всегда.

История в рисунках (продолжение), вторая младшая группаИстория в рисунках (продолжение), вторая младшая группа Предлагаю вашему вниманию новую историю в рисунках. Зимним солнечным деньком дети надели теплые шапки, рукавички и вышли на улицу погулять.

Консультация «Психологический портрет ребёнка, отражённый в его рисунках» Семейный портрет Хотите знать, что происходит в душе ребёнка? Посмотрите на его рисунки. И вы узнаете то, что малыш пока не может или не.

Поэтический фестиваль «Ручеек». Фотоотчет.Поэтический фестиваль «Ручеек». Фотоотчет. Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья! Именно весной, когда природа оживает после долгой зимы, в нашем детском саду проходит традиционный.

Поэтический вечер «До свидания, Зимушка-зима!» В нашем детском саду проходил поэтический вечер по произведениям русских поэтов о зиме. Дети читали стихи, пели песни, играли. Поэтический.

Сценарий конкурса художественного чтения «Поэтический калейдоскоп» Зал украшен в стиле XIX века. Ведущая: Уважаемые, дамы и господа приглашаем вас на Литературный бал – конкурс «Поэтический калейдоскоп».

Выразительность в рисунках детей 4–5 лет Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поэтический образ природы в детских рисунках
Опубликовано: 25 мая 2016 в 17:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поэтический образ природы в детских рисунках» (включая файлы) размещена пользователем Мария Андрющенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД