Ирина Лукина
Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему: «Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей через реализацию проекта «Компетентный родитель».
В связи с изменившейся ситуацией в системе образования и внедрением ФГОС большое внимание уделяется проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями.
Публикация «Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей» размещена в разделах
Процессы обновления, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно – ориентированный подход к дошкольникам.
Одной из основных задач нашего «Центра развития ребёнка» является вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их уровня психолого – педагогической культуры.
Работа с семьёй является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого – педагогическом плане. Поэтому мы разработали долгосрочный проект «Компетентный родитель».
Цель проекта: спроектировать организацию совместной деятельности воспитателей и семьи, способствующую развитию педагогической компетентности родителей.
Задачи проекта:
1. Определить уровень педагогической культуры родителей.
2. Поднять степень осознанности родителей своих прав и обязанностей за создание условий для воспитания и развития ребёнка.
3. Повысить уровень педагогической компетентности родителей через их привлечение к участию в совместной деятельности.
К критериям педагогической компетентности родителей относится :
- открытость и доверительное отношение с детьми
- контроль и координирование в развитии ребёнка
-гуманность и милосердие к растущему человеку
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников
- последовательность в своих требованиях к детям (не требовать невозможное)
- оптимистичность взаимоотношений в семье
В начале учебного года было проведено обследование родительского контингента (возрастной ценз, образование, социальный статус, тип семей). С помощью опроса и анкетирования определён уровень педагогической культуры родителей, выявлены мнения о качестве воспитательного процесса в ДОУ и потребности в образовательных услугах.
По результатам диагностики выяснилось, что 10% - получают педагогические знания из средств массовой информации, 30% - читают педагогическую литературу, 60% - из жизненного опыта. Кроме того 20% - родителей ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей, 45% - выбрали ответ «скорее нет, чем да», 35% - не помогают в решении проблем воспитания. Родители сталкиваются с непослушанием – 40%, испытывают недостаток педагогических знаний – 25%, ребёнок неусидчив, невнимателен – 15%. Полученные данные позволяют сделать вывод:
Высокий уровень – 15%
Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 45%
Для реализации задач проекта «Компетентный родитель» мы использовали традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Так, в свете проекта было проведено собрание в форме «круглого стола» на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», целью которого было – создание условий для речевого развития детей, формирование педагогической культуры родителей.
В «Педагогической гостиной» основной задачей было – обогащение воспитательного опыта родителей; способствовать проявлению заботы о психологическом здоровье детей.
Родителям были предложены практикум «Методы общения с ребёнком», тренинг «Чему обучается ребёнок в игре», создан информационный стенд на тему: «Психологический климат в семье»; были оформлены фотовыставки на тему: «Подари улыбку миру», «Любим мы играть», «Здоровые дети - в здоровой семье». С целью организации совместной досуговой и творческой деятельности родителей и детей мы провели развлечение «Рождественские посиделки»; родители принимали активное участие в конкурсах: «Цветущий город», «Рукавичка Деда Мороза».
Также мы привлекали родителей к проектной деятельности. В рамках проекта «Здравствуй, осень золотая» - организовали выставку поделок из природного материала «Осенние мотивы». В рамках проекта «Напишем книгу вместе» родители вместе с детьми сочиняли сказки и стихи, рисовали иллюстрации, в итоге – была издана книжка «Снежная карусель». В рамках проекта «Новый год у ворот» дети и родители изготовляли новогодние поделки, а в проведении акции «Покормите птиц зимой» мастерили кормушки и развешивали их на деревьях.
В ходе работы с родителями были проведены индивидуальные беседы и тематические консультации на тему: «Права ребёнка», «Капризы и как с ними бороться», «Как помочь ребёнку быть внимательным», «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка», «Агрессивный ребёнок».
В нашем «Центре развития ребёнка» созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребёнка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог – психолог, инструктор по физической культуре, логопед, социальный педагог) обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение семьи, повышает уровень педагогической культуры родителей.
Современные родители в качестве общения и получения информации активно используют интернет. На сайте нашего дошкольного учреждения каждый родитель может получить нужную информацию, педагогическую консультацию, повысить уровень своих знаний.
В дальнейшем, мы планируем продолжать взаимодействие с родителями в рамках проекта «Компетентный родитель», вовлекать родителей в воспитательно – образовательный процесс, обогащать их опыт и повышать уровень психолого – педагогической культуры.