Марина Колчанова
Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством организации спортивных праздников и развлечений
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Этому способствуют: проблемы экологии, некачественное питание, а также снижение двигательной активности – естественной потребности в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Публикация «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством организации спортивных праздников и развлечений» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Уровень экономического и социального развития, дальнейшее расширение научно-технического процесса, широкая автоматизация и компьютеризация приводят к снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всём мире явление гиподинамии (понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат) становится характерной чертой не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дети данного возраста имеют высокую потребность в двигательной активности, но не всегда могут её реализовать на должном уровне. Нужно учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни всё больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, просмотр телепередач и т. д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
Поэтому в современных условиях перед дошкольной образовательной организацией встала педагогическая проблема, какими средствами повысить двигательную активность иинтерес детей к физической культуре.
Данной проблемой занимались многие ученые и практики. Так, в работах Е. Н. Вавиловой, Ю. Ф. Змановского, Н. А. Ноткиной, П. X. Осокиной, М. А. Руновой, В. А. Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного режима для дошкольников. По мнению ученых, необходимо создавать такие условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный заряд, организм человека открывается добру и красоте. Известный советский физиолог Н. М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы обобщения опыта «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста через организацию спортивных праздников и развлечений»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс спортивных праздников и развлечений.
Задачами являются:
• Изучить состояние проблемы повышения двигательной активности дошкольников в теоретических источниках;
• Подобрать диагностический инструментарий для определения физической подготовленности дошкольников, охарактеризовать уровни двигательной деятельности детей;
• Разработать систему по внедрению в образовательный процесс спортивных праздников и развлечений с целью повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.
• Приобщить родителей (законных представителей) к взаимодействию по повышению двигательной активности дошкольников через организацию спортивных праздников и развлечений;
• Транслировать педагогический опыт по повышению двигательной активности дошкольников через организацию спортивных праздников и развлечений.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема физического развития детей решается в процессе внедрения в образовательный процесс различных спортивных праздников и развлечений, нацеленных на повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Работа над опытом охватывает период с 2016 по 2020год. Всю работу по изучению данной проблемы мы вели по трё м направлениям:
1. Взаимодействие с детьми
2. Взаимодействие с семьями
3. Взаимодействие с педагогами
В системе физического воспитания дошкольника прочное место заняли спортивные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма повышения двигательной активности детей. Спортивные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим. Физкультурный праздник в детском саду представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенные динамикой двигательного содержания они являются радостным событием в детской жизни.
От предвкушения радостных событий, ожидания встречи с друзьями ребенок переживает, по выражению А. С. Макаренко, «завтрашнюю радость». Немаловажное значение имеет и личная ответственность детей за какую-либо часть праздника - скорее именно дети – хозяева праздника.
Спортивные праздники и развлечения нацелены не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать о том, что без праздника с элементами спортивных игр и развлечений невозможно представить повседневную деятельность современного детского сада. Тем более что поводов для проведения подобных мероприятий существует достаточно много, а проходить они могут и в зале, и на улице.
Это и зимние увеселения «В гости к Снеговичку», «Зимние забавы», и события, отражающие даты летнего календаря «Играем с солнышком», «Лето, лето к нам пришло!». Спортивные праздники, проводимые в летний период, давно зарекомендовали себя как наиболее эффективная форма повышения двигательной активности детей дошкольного возраста. Вынесенные из помещения на естественные природные ландшафты подобные мероприятия неизменно оказывают положительное воздействие на воспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Дети с увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективных соревнованиях.
В практике работы организуются и тематические развлечения, например, спортивно-экологическое развлечение «Необычайное путешествие в космос с Экологиком»; это и праздники, к участию в которых можно привлечь родителей: День семьи (городские семейные состязания «Зов джунглей», День матери «С мамой веселее…», «Мама, спорт и я – лучшие друзья» и т. п.
В нашем детском саду регулярно проводятся Дни здоровья, например, развлечения «За здоровьем в детский сад», «Мойдодырчики», где дети в игровой форме узнают о самых необходимых правилах здорового образа жизни.
К Дню Защитника Отечества 23 февраля традиционно организуется, военно-спортивная игра «Зарничка», которая способствует духовно – нравственному воспитанию детей. Команды из детей и их пап двух разных групп соревнуются в силе, ловкости, проявляя самые лучшие спортивные качества.
В работе используются такие массовые и групповые формы социально-культурной деятельности как: квест (музыкально-спортивное развлечение «День знаний», олимпиады «Олимпийцы среди нас», спартакиады «Весёлые старты», спортивные театрализованные праздники «Юные пожарные», опираясь на методы соревнования, упражнения, поощрения, и руководствуясь средствами театрализации, музыкального оформления, игрового и развлекательного момента.
Составляя сценарии спортивных праздников для дошкольников, придерживаемся традиционного порядка в подборе и расположении материалов. Например, обычная структура любого достаточно крупного физкультурно-оздоровительного мероприятия состоит из своеобразного зачина – элемента открытия праздника, когда ведущий объясняет его цель и назначение. В этой же части объясняется то, как будут проходить все конкурсы – по командам или индивидуально, происходит знакомство с гостями и жюри.
Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети принимают участие в выполнении игровых спортивных заданий, аттракционах и т. д. В состав основной части могут также включаться так называемые эпизодические компоненты - показательные выступления спортсменов и музыкально-танцевальные номера.
Финал каждого мероприятия также достаточно традиционен – в нем ведущий произносит слова благодарности всем, кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители, могут также выступить гости праздника или кто - то из членов жюри, пожелав в конце своего выступления всем участникам дальнейших спортивных успехов.
В ходе праздника вместе с основным его ведущим активное участие принимают и персонажи. Стараемся привлечь к участию как можно больше детей и сотрудников. Герои развлечения в лице воспитателей своей эмоциональностью и активностью способствуют лучшей организации праздника и развлечения, доставляют много удовольствия дошкольникам.
Планируя работу по проведению спортивного праздника, развлечения или досуга с детьми дошкольного возраста, учитываются такие факторы как:
-подвижные игры, игры-эстафеты должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;
-подвижные игры необходимо чередовать с играми малой подвижности;
-способствовать повышению эмоционального настроя детей путем ввода в сценарий мероприятия различных персонажей;
-избегать длительного статического положения, ожидания;
-методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
-учитывать время, отведенное на проведение мероприятия.
Значительное место в программе физкультурных праздников и развлечений занимают игры и игровые задания соревновательного типа. Они увеличивают двигательную активность, повышают интерес к физическим упражнениям, учат детей оценивать свои возможности и управлять своим поведением. Успех любой команды зависит не только от скорости действий, сообразительности и организованности играющих, но и ответственности каждого за всех. Поэтому игры-эстафеты используем в работе со старшими дошкольниками, которые умеют элементарно планировать и критически оценивать результаты своих действий.
Чтобы день праздника отличался от всех остальных, его необходимо сопроводить специальной нарядной атрибутикой - оформлением зала, изготовлением праздничных деталей. Так же, дети могут принять участие в создании эмблемы для будущих соревнований, изготовлении различных поделок, которые впоследствии станут украшениями спортивного помещения.
Результаты диагностики двигательной деятельности показали, что в период с 2017 по 2020 год показатели высокого уровня физического развития воспитанников ДОУ повысились на 26,1%; среднего уровня на 11,8%. Прослеживается и снижение низкого уровня на 14,3%, за счёт увеличения показателей высокого уровня.
Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходим тесный контакт с семьей. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и их родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуги, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольном учреждении. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу семьи. Поэтому стараемся вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.
Помогаем взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний по повышению двигательной активности детей (например, знакомство с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки). Разрабатываются памятки, рекомендации, экспресс-листы, например, «Возрастные особенности двигательной активности»; консультации на информационном стенде «Дома не скучаем! – развитие двигательной активности в домашних условиях». Организуются совместные физкультурные праздники для детей и их родителей под названием «Папа, мама, я - спортивная семья», «Зов Джунглей». На праздниках родители и дети могут проявить себя в разных видах спорта, осваивать различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности. Кроме того, совместные праздники позволяют и взрослым, и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью.
Многих родителей приходится сначала долго уговаривать, чтобы они приняли участие в соревнованиях, но ощутив незабываемую атмосферу веселья, азарта и радости от участия в веселых конкурсах, от общения со своими детьми, другими родителями, они с удовольствием приходят еще раз и оставляют положительные отзывы.
Педагогическим опытом по повышению двигательной активности детей делюсь с воспитателями ДОУ. Для педагогов подготовлены и проведены: сообщения на педагогических советах: «Зарядка как один из важных компонентов режима двигательной активности детей дошкольного возраста»; «Развитие у детей физических качеств в играх и игровых упражнениях»; деловая игра с педагогами «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»; мастер-класс по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования; консультация «Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»; разработаны картотеки утренних гимнастик на каждую возрастную группу, сценарии спортивных праздников и развлечений. Транслировала свой опыт работы на Международной научно-практической конференции с выступлением «Взаимодействие ДОУ и семьи через организацию программы «Суббота».
Результатами нашей работы в данном направлении стали:
• возможность детей проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях;
• приобщение родителей к совместной деятельности по повышению двигательной активности детей;
• включение родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, и воплощение полученных ими знаний в конкретной работе по физическому воспитанию детей.
Опыт нашей работы теоретически доказал и экспериментально проверил эффективность внедрения спортивных праздников и развлечений для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.
Таким образом, участие в спортивных праздниках и развлечениях помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, в достижении желаемых результатов; пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой, посещению спортивных секций, самостоятельным занятиям физической культурой, дает им возможность реализовать естественную потребность в движении, то есть побуждает детей к двигательной активности.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что спортивные праздники и развлечения – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности.