МААМ-картинки

Конспект занятия «Посиделки в русской горнице»

Галина Терешкина
Конспект занятия «Посиделки в русской горнице»

«Посиделки в русской горнице»

Описание материала: занятие предназначено для детей средней дошкольной группы. Данное мероприятие поможет приобщить детей к русской культуре.

Цель: Знакомство с русскими народными традициями.

- развивать творческие способности детей;

- приобщать к истокам русского народного творчества;

- воспитывать в детях любовь к народной культуре;

Публикация «Конспект занятия „Посиделки в русской горнице“» размещена в разделах

- свидетельствовать общему развитию ребёнка, прививать любовь к Родине (русской культуре, языку, природе) через музыкальную деятельность;

- приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, расширять представления детей об окружающем мире, развивать познавательные интересы на основе использования фольклорного материала. Воспитывать любовь к народному творчеству, способствовать возрождению национального самосознания.

- развивать интерес к русской музыке, желание её слушать;

- способствовать развитию эмоционального исполнения музыкально – игровых заданий;

- развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору;

- развивать артикуляционный аппарат, моторику рук, внимание, память, мышление;

- уточнить представление о разных формах фольклора: потешки, попевки, пословицы, загадки, учить громко и чётко произносить их.

- создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью (ухват, метла, самовар). Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, разучивание хороводов.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, домовенок Кузя, деревянные ложки, русский народный костюм, сарафаны, ленты, клубочки ниток.

Репертуар: логоритмические дыхательные упражнения «Дровосек», «Насос», «Вырасти большой!»,

Совместная творческая деятельность «Роспись матрешки»

хоровод «Травушка – муравушка» (З. А. Роот,

попевка «Андрей – воробей»,

русские народные наигрыши, игра «Собери клубочки»,

игра

Ход ЗАНЯТИЯ

Много на Руси было праздников. В старину долгими зимними вечерами или после летнего трудового дня, когда огороды вскопаны да вспаханы, собирался народ на посиделки, где пряли, вязали, вышивали, обязательно пели любимые песни, частушки, дразнилки, шутки-прибаутки, рассказывали друг другу потешки.

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу, устраивайтесь поудобней. Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.

Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по - старинному - посиделками называется.

Начинаем мы без спешки,

И расскажем вам потешки.

(Дети читают потешки)

1. Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

2. Ваня, Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

3. Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

4. Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко.

5. Ой, лады-лады –лады

не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Хозяйка:

Молодцы ребята, много потешек знаете.

А Вы знаете почему главное место в избе занимает печь?

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

Хозяйка: Игра «Волшебный клубок».

Дети встают в круг. У одного из детей клубок, под музыку (русская народная песня «Веретено) он его передает по кругу. Музыка заканчивается, и у кого клубок в руках, тот отгадывает загадку:

1. Огонь горит,

Чугунок в печи стоит.

(Имя ребёнка, выходи дружок,

Чем достанешь чугунок? (ухват)

2. Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)

3. Шипит, кипит, всем чай пить велит. (самовар)

4. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок ниток)

5. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка).

6. Пляшут Маша и Антошка

Под веселую… (гармошку).

7. Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Но бывает злым порой? -

Существо то. (домовой).

8. Стригли, щипали,

А после чесали,

Чисто, пушисто

К доске привязали. (Прялка)

Хозяйка: Да, ребятки, все загадки то вы отгадали… Очень на Руси честной народ любил веселиться : петь, да плясать…. Только вот «Делу время, а потехе час…» Давайте и мы с вами сначала печь растопим, да самовар наполним…

Логоритмические дыхательные упражнения: «Дровосек», «Насос», «Вырасти большой»

Хозяйка: Чтобы печь растопить дрова нужно нарубить

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки, на выдохе отпустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить пространство между ногами. Произнести «бах» (повтор 6-8 раз)

Чтобы чаю вскипятить, нужно водицы накачать

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Наклонить туловище в сторону (вдох). Руки скользят в другую сторону, при этом громко произносить звук «с» (повтор 10)

А вот отведаем мы вкусных пирожков и станем большими и крепкими. Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Поднять руки вверх. Потянуться, подняться на носки (вдох). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох, произнести «У-х-х» (повтор 5 раз)

У кого там хмурый вид,

Снова музыка звучит.

Собирайся детвора,

Ждет попевочка всегда.

Ритмическая попевочка «Андрей – воробей»

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек,

Из-под палочек.

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок,

Клевать колосок.

Хозяйка: -Народные игры – отличный способ укрепить свой дух, свое тело. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. В народные игры играли и бабушки и дедушки, и мамы и папы. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость. А в былые времена русский народ был веселый, потешный. Поэтому мы с вами отправимся в волшебный мир игр. Собирайся детвора, будет русская игра.

Игра «Золотые ворота». Золотые ворота, пропускают не всегда

Первый раз – прощается,

Второй раз –запрещается,

А на третий раз – не пропустим вас.

Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота). На слова хоровод двигается, на 3-ий раз «ворота» опускаются - ловят.

Раньше за печкой жил домой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.

– А вы дружные ребята? (Да)

– Давайте позовем домовенка Кузю. (Выходит домовенок Кузя, в руках корзинка с клубочками).

Кузя:

- Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем их собрать.

Игра: «Собери клубочки»

.* В руку можно брать только по 1 клубочку. Кто больше и быстрее соберет.

Хозяйка:

- Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие.

Кузя:

- Молодцы!

Хозяйка:

- Смотрите у Кузи ещё узелок. Он нам ложки принес.

Ложки деревянные, расписные.

-Ну-ка добры молодцы, позабавьте красных девиц. Поиграйте на ложках, а мы по танцуем

Хозяйка: Танец «Травушка – муравушка» З. А Роот

Кузя:

- Ох, хорошо у вас.

И танцуете вы красиво. Уж очень я люблю веселье. А ребята умеют работать с красками? Может покажите своё творчество?

Хозяйка: Песни, пляски от души

Были очень хороши.

Я ж издала такой указ:

Чтоб порадовать всех нас

И запомнить посиделки,

Изготовить всем поделки:

Нужно тот час взять матрешку

Расписать ее немножко!

Совместная творческая деятельность «Роспись матрешки»

Хозяйка: Молодцы ребята, очень хорошо постарались.

Спасибо ребята, за игры, за творческую работу!

Рефлексия:

- Ребята, развлечение

«Посиделки в русской горнице»

подошло к концу. Вам понравилось?

Кому понравились наши посиделки - возьмите красный кружок и положите на донце прялки, а кому хочется ещё по играть,повеселиться - возьмите синий клубок и положите в коробочку.

Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

- По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Посиделки в русской избе»Фотоотчет «Посиделки в русской избе» В нашем ДОУ был создан мини-музей «Русская изба», который играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также.

Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» в разновозрастной группеДосуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» в разновозрастной группе Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» Делимся опытом. Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект показательного музыкального занятия «Посиделки у Карелки» в подготовительной группе «Берёзка» Место и время проведения: 16. 10.2018г. Музыкальный зал МКДОУ № 22 Составил и провел : музыкальный руководитель Агафонова О. А.

Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка»Конспект занятия для разновозрастных групп по русской народной сказке «Репка» Конспект занятия по русской народной сказке «Репка» Составил : Новикова Н. А. Цель: способствовать формированию положительного эмоционального.

Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки»Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки» Название проектной задачи: Конспект занятия. Занятие: Кубановедение Группа: Подготовительная Цели и педагогические задачи (педагогический.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Цель: продолжать знакомить детей.

Праздник «Сороки» в горнице музея «Комната русского быта»Праздник «Сороки» в горнице музея «Комната русского быта» Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица (директор Е. М. Маслова,.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Посиделки в русской горнице»
Опубликовано: 5 октября 2022 в 16:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Посиделки в русской горнице»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Терешкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД