Белишко Оксана Александровна
Портфолио педагога
▼ Скачать + Заказать документы
ПОРТФОЛИО
Белишко Оксана Александровна воспитатель. Детский сад №186 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Омск
«Что значит для меня моя работа» (эссе)
Мое педагогическое кредо : "Сердце отдаю детям" В. Сухомлинский
Моя работа в детском саду - это вторая «половинка» моей жизни, дополнение к первой – моей семье. Есть замечательное выражение: «Счастливый человек - это тот, кто с радостью утром идёт на работу, а вечером - с радостью возвращается домой».
Публикация «Портфолио педагога» размещена в разделах
Мы все родом из детства. И так уж устроена жизнь, что не всегда мама может быть со своим малышом. С самого детства я хотела стать педагогом, быть рядом с детьми, учить их чему-то новому, познавать мир. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Ребятишки все разные и такие неповторимые.
Вот уже 14 лет я занимаюсь воспитанием и развитием детей раннего возраста, нахожусь рядом с ними, с любовью и заботой я заменяю детям мам с терпением и лаской учу их рисовать, стихи и сказки слушать, лепить и танцевать и детские фантазии всегда осуществлять. Создавая им условия для полноценного овладения своими собственными способностями только тогда ребенок многому научиться.
Именно благодаря работе в детском саду, я состоялась как педагог и как мама - я мама многодетная в моей семье воспитываются девочки тройняшки это своего рода мини детский садик.
Поэтому, задумываясь, что значит для меня моя работа, я отвечаю – это часть меня, моего сердца, моих мыслей, эмоций и чувств. Мои воспитанники, мои шаловливые, озорные, порой непослушные дети – самые дорогие и любимые на свете. Детей любят ведь не за то, что они хорошие, а за то, что они твои, родные, что они просто есть. Я очень скучаю по ним в период отпуска. Думаю: «Ты же в отпуске, так отдыхай!» А нет, сердце затоскует, душа не на месте, как они? Всё ли в порядке? Мои любимые, дорогие, МОИ дети …
Педагог - он вечный созидатель
Он жизни учит и любви к труду.
Я педагог наставник, воспитатель
За что благодарю свою судьбу.
Уйдут одни, придут другие дети,
Получат здесь и ласку, и уют.
Труд воспитателя оценят - добрый труд!
В своей педагогической деятельности руководствуюсь словами Елизаветы Ивановны Тихеевой:
«Нет такой стороны воспитания
На которую обстановка не оказывала бы влияние
Нет способности которая находилась
Бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира
Тот кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Среди неё ребенок будет жить и развиваться его духовный рост будет
совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Методическая тема: «Сенсорное развития детей раннего возраста посредствам дидактической игры»
Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
-является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-развивает наблюдательность;
-является основой для воображения;
-развивает память;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-обеспечивает усвоение освоение навыков учебной деятельности;
-влияет на расширение словарного запаса ребенка;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной.
«Ребенок увлекается игрушкой не как таковой, он ценит в ней точку отправления для длинной цепи проявлений своей души, своей деятельности, творчества» Е. И. Тихеева.
Игрушка занимает важное место в жизни ребенка. Это простое развлечение является необходимым для жизни детей.
Игрушка-это предмет который дети используют во время игр. Она позволяет детям развиваться в разных направлениях, учит познавать мир, узнавать много нового и интересного.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Ознакомление с формой, величиной и цветом составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Перед педагогами и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиваться того, чтобы ребенок рос не только здоровым и крепким человеком, но и думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Развитие познавательной активности у ребёнка происходит большими темпами. Большая роль в этом развитии отводится сенсорному воспитанию. У детей происходит развитие восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, размере, цвете, положению в пространстве.
Предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте. В процессе действий с предметами совершенствуется моторика пальцев, пробуждается познавательная активность, любознательность. Обучение детей способам исследования окружающего мира можно включать во все образовательные области современного образования.
В процессе работы по данной теме задействованы педагоги, дети и родители. И главное, что родители не сторонние наблюдатели, а активные участники в события детской жизни.
Актуальность.
При воспитании детей раннего возраста сенсорному развитию принадлежит одна из ведущих ролей. Ведь именно в этом возрасте ребёнок нуждается в разнообразии внешних впечатлений и развитии внимания к свойствам предметов.
Роль взрослых при этом заключается в том, чтобы раскрыть малышу те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными и выработать отношение к ним.
Но не секрет, что многие родители имеют недостаточные знания и умения для этого. Поэтому в раннем возрасте, многие дети в условиях ограниченного притока впечатлений, испытывают «сенсорный голод». Последствия могут привести к задержкам в общем развитии. Еще одной проблемой в сенсорном развитии детей является недостаточная или неправильно подобранная развивающая среда. От неумения ребёнка играть, находиться в социуме, наблюдается тяжелая форма адаптации к детскому саду.
Цель и задачи:
Цель данной работы — сенсорное развитие ребёнка.
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо выполнить несколько задач.
Первостепенно необходимо наладить контакт с ребёнком, привлечь внимание к новой игре. Постепенно формировать у детей представления о свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве.
Также перед нами стоит задача развивать восприятие окружающего мира. Большое значение имеет обучение способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке.
И, конечно, нам необходимо развивать мелкую моторику рук. Всем известно значение моторики в психическом развитии ребёнка.
Механизмы.
Из поставленных задач сформировались механизмы для их решения. Работа с детьми раннего возраста в условиях общественного воспитания осложняется психологическими особенностями, а также тяжелым течением адаптации к детскому саду. Ребёнок становится «недоступным» для педагогического воздействия. Поэтому проведение развивающих занятий с детьми раннего возраста требует постоянного повышения профессиональной компетенции воспитателя.
Для того, чтобы сформировать устойчивый интерес ребёнка к дидактическим пособиям, необходима правильная организация предметно — развивающей среды в группе. Малышам доставляют большую радость яркие и красивые пособия. Игры и упражнения подбирают с многофункциональные. Наряду с совместной образовательной деятельностью большое значение имеет правильная организация свободной игровой деятельности, которая является эффективным средством познания окружающего мира.
Инструментарий.
Для исполнения каждого механизма необходимы свои инструменты.
Для работы по данной теме воспитатели должны заниматься самообразованием, быть профессионально подготовлены. Можно изучать методическую литературу, посещать консультации и методические объединения, обмениваться опытом.
Для организации развивающей среды в группе необходимо правильно подобрать материал. При подборе игр и пособий надо учитывать возраст детей. Создаются дидактические пособия — застежки для развития мелкой моторики рук, игры, настенные панно, дидактический стол. Создание игровых модулей в разных зонах позволит детям закрепить знания основных сенсорных эталонов, полученных при проведении совместной образовательной деятельности.
Большое значение в работе педагога имеет составление комплексно- тематического планирования.
По мере ознакомления детей с новыми материалами, создаются картотека пальчиковых игр.
Вся наша работа не обходится без связи с родителями. Создаются папки- передвижки, проводятся консультации, родителями оказывается помощь в оснащении группы дидактическими пособиями.
Ознакомление с цветом.
Подбор и группировка предметов по каким- либо свойствам требует от малышей большой сосредоточенности и умения выделять их из других и удерживать в памяти нужное свойство. Поэтому роль педагога состоит не только в том, чтобы организовать игру, но и в том, чтобы активно участвовать в ней от начала до конца.
Наибольшую трудность для детей представляет выбор по цвету. Сначала стараемся сформировать представления у детей об основных цветах.
Этой цели служат такие приемы, как приложение, наложение, раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Подобраны некоторые дидактические игры и упражнения : «Разноцветные ленточки», «Разложи по цвету», «Разноцветные колечки», «Цветики» - чудо пирамида. Используется мозаика для обучения детей чередовать цвета.
Ознакомление с формой и величиной.
Дети легче овладевают выбором по форме, сложнее по величине. Малыши изучают форму двумя способами. Зрительное восприятие формы достигается путем знакомства с такими пособиями, как «Закрой окошко», «Помоги фигуркам найти домик», различные вкладыши. Осязательное восприятие формы изучается с помощью игры «Чудесный мешочек», где дети на ощупь определяют содержимое мешочка. Это могут быть знакомые детям игрушки разных форм, мячики, кубики.
Игры с матрёшками, «построение башен» помогают детям познакомиться с сенсорным эталоном — величиной. Чтобы сравнить предметы по форме и величине используются приемы наложения предметов друг на друга.
Ожидаемые результаты.
В результате нашей работы произойдет повышение уровня педагогической культуры родителей, знание и умение детей педагогической компетентности педагога. Педагоги научатся приемам привлечения внимания малышей, взаимодействия с детьми раннего возраста. От умения взрослого обустроить жизнь игрушек в группе зависит интерес детей к игровым пособиям и желание в последующем действовать и играть с ними. Произойдет знакомство детей с разнообразными свойствами предметов : величиной, формой, цветом. Дети научатся играть самостоятельно. Постепенно произойдет развитие мелкой моторики рук.
Изготовление авторских дидактических игр по сенсорному развитию
-Игра «Подбери фигуру»;
-Игра «С какого дерева лист?»;
-«Игра с бельевыми прищепками»;
-Игра «Цветные пирамидки»;
-«Панно с застежками»;
-«шнуровка»
Дидактическая игра «Подбери фигуру».
Цель: Учить подбирать фигуры к геометрическим образцам.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?» «Большой и маленький листочек».
Цель: Формировать представление о цвете и величине.
Дидактическая игра «Игра с бельевыми прищепками».
Цель: Развивать мелкую моторику, закрепить знание основных цветов.
Веду целенаправленную работу по сенсомоторному воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Владею знаниями и умениями по руководству сенсорным развитием воспитанников. Динамика количественных показателей оценивается на хорошем уровне.
Имеется годовой план работы, включающий раздел по работе с родителями. Родительские собрания проводятся в соответствие годового плана. В копилке родительского уголка имеется большое количество консультаций по сенсорному развитию, нравственному воспитанию, профилактике ортопедических заболеваний, охране и укреплению здоровья детей. «Сенсорное воспитание детей», «Что такое творческие развивающие игры», «Роль дидактической игры в развитии речи ребенка», «Взаимодействие взрослого с детьми в игре» и т. д.
Перспективный план по сенсорному развитию
Сентябрь
1.«Пляшущие тени»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
2.«День и ночь»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
3.«Солнечный зайчик»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
4.«Фонарик»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Октябрь
1.«Игры с прищепками»
Цель: Познакомить детей с цветами.
2.«Разноцветные пуговки»
Цель: Формировать умение сравнивать по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
3.«Ниточки для шариков»
Цель: Формировать умение различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.
4.«Рассели по домикам»
Цель: Способствовать умению различать цвета по принципу «такой – не такой».
Ноябрь
1.«Разложи карандаши по стаканчикам»
Цель: Способствовать умению у детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; продолжать знакомить с названиями цветов.
2.«Найди лишнюю пробку»
Цель: Формировать знание цветов.
3.«Разложи фигуры по местам»
Цель: Познакомить с формами – квадратом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами
4.«Подбери фигуру»
Цель: Знакомить с формами – квадратом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами
Декабрь
1.«Фигуры играют в прятки»
Цель: Познакомить с объемными геометрическими телами – шаром; учить подбирать нужные формы.
2.«На что похоже?»
Цель: Знакомить с объемными геометрическими телами – шаром; учить подбирать нужные формы.
3.«Вкладыши»
Цель: Продолжать знакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
4.«Найди пару по форме»
Цель: Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Январь
1.«Разложи фигурки по домикам»
Цель: Способствовать умению сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
2.«Накрой платком»
Цель: Знакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.
3.«Покормим кукол»
Цель: Продолжать знакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький по величине.
Февраль
1.«Большие и маленькие кубики»
Цель: Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающих размеров; учить понимать и использовать в речи: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.
2.«Что там?»
Цель: Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.
3.«Башня»
Цель: Закреплять представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.
4.«Пирамидки»
Цель: Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.
Март
1.«Весёлые матрёшки»
Цель: Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками.
2.«Две башни»
Цель: Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями: «высокий, низкий, одинаковые по высоте».
3.«Два поезда»
Цель: Знакомить с такими свойством величины, как длина; с понятиями: «длинный, короткий, одинаковые по длине».
4.«Построй ворота»
Цель: Учить детей использовать знания о величине предметов в ходе практической деятельности.
Апрель
1.«Зайцы и лиса»
Цель: Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.
2.«Собираем шишки»
Цель: Продолжать учить детей различать количество предметов; знакомить с понятиями много, мало.
3.«Бутылки»
Цель: Формировать умение определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
4.«Картинки»
Цель:Учить различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: много, один.
Май
1.«Тут и там»
Цель: Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
2.«Возьми игрушку»
Цель: Продолжать знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.
3.«Прячьтесь в домик»
Цель: Знакомить с пространственными отношениями, выраженными: внутри, снаружи.
Работа велась по принципу:
-максимальное обогащение развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Начали мы со знакомства и осмотра игр. После знакомства детей с играми перешла к играм и упражнениям, которые строились по принципу «от простого к сложному».
Список Литература:
1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». Книга для воспитателя детского сада, под
Подбор, изготовление дидактических игр по сенсорике; оформление
учреждении» ред. Л. А. Венгера,- М. : Просвещение, 1989г.
2. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада - М. : Просвещение. 1983г. 3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста». Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., Просвещение, АО «Учебная литература»,1996г.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть;
-содержательно-насыщенная;
-трансформируемая;
-полифункциональная;
-безопасная;
-доступная;
- вариативная.
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональной материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д;
- наличие в группе полифункциональных не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек, и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскуюактивность детей.
5. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется доступ образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностямиздоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
Дидактические игры по сенсорному развитию разнообразны по теме, богаты по содержанию.
Наглядно – демонстрационный материал, оборудование, игры, пособия соответствующее возрасту детей.
Имеется картотека, в которой особое внимание уделено оснащению раздела по сенсорному развитию.
Все предметы доступны для всестороннего ознакомления и самостоятельной деятельности детей. Для эмоциональной разгрузки детей в группе создан уголок уединения, где дети могут в комфортной обстановке рассматривать семейный альбом «Моя семья», иллюстрации знакомых сказок, слушают аудиозаписи с инструментальной музыкой, сказками, детскими песнями.
В группе имеется уголок «Книжки-малышки» с произведениями детских русских писателей и поэтов.
Перспективы развития:
-Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
-Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми и материалами.