Александра Князева
Понятия «педагогическая компетентность» и «педагогические компетенции»
▼ Скачать + Заказать документы
История педагогики показывает, что образовательные и воспитательные процессы с древних времен начались в семье и проводились родителями. Они воспитывают ребенка с рождения и дают ему первые образовательные навыки, этот процесс не заканчивается, когда ребенок идет в школу. Семье и родителям назначается важная социальная и личная функция – передача социального и трудового опыта, ценностей и этических основ жизни человека. Образование и обучение – это особый вид деятельности. Если в образовательной организации он отличается профессионализмом, то в семье он также не должен лишаться своего грамотного воплощения.
Публикация «Понятия „педагогическая компетентность“ и „педагогические компетенции“» размещена в разделах
Многие исследователи утверждают, что воспитательная деятельность родителей схожа и близка к профессиональной педагогической деятельности. Это отражается в сходстве:
принципов воспитания (гуманизма, целенаправленности, непрерывности, последовательности, интегративности и т. д.);
основных направлений развития (познавательное, речевое, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное);
стилей воспитания (авторитарный, попустительский, демократический);
методов воспитания (убеждение, поощрение, наказание, личный пример и т. п.).
Вопросы повышения компетентности воспитателей и родителей поднимал в своих трудах К. Д. Ушинский (1824 – 1870). Он считал, что родители должны иметь педагогические знания, изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу. К. Д. Ушинским были изданы многочисленные художественные рассказы, стихи, позволяющие родителям заложить в своих детях любовь к Родине, труду, близким, обогатить содержание и методы их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Также, над вопросами семейного воспитания работали такие ученые, как Е. Н. Водовозова, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и др. Особое внимание в воспитании педагоги обращали на роль матери.
В XVII в. вопросы семейного воспитания рассматривались Я. А. Коменским, его отдельные идеи нашли отражение в работах «Материнская школа», «Великая дидактика», «Чувственный мир в картинках» и др., где реализовались принципы и ценности гуманистически направленной педагогики женщины-матери. На позициях Я. А. Коменского базируются идеи о материнском воспитании у Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. В. Щелгунова, хотя каждый из них внес в понимание роли матери в воспитании детей и ее предназначения собственную трактовку.
Представители отечественной педагогики второй половины XIX в. продолжали изучение роли матери в развитии и воспитании ребенка с различных сторон: в физическом воспитании дошкольников и младших школьников (П. Ф. Лесгафт, духовном воспитании дошкольников (Е. И. Конради, общественном воспитании детей (А. С. Симонович, в воспитании народными традициями (К. Д. Ушинский, воспитании всесторонней личности ребенка (Е. Н. Водовозова, Н. И. Пирогов).
К основным ценностям материнского воспитания, выделенным в педагогическом наследии и значимым для современной педагогики, относятся эмоционально-ценностное отношение матери к ребенку на основе его принятия; взаимное отождествление, идентификация матери и младенца, обеспечивающие у него чувства доверия сначала к матери, а позднее к миру; передача элементарного социального опыта деятельности и взаимоотношений, первичного опыта познания мира и зарождения глубоких привязанностей. Материнское воспитание имеет исключительно важное значение для ребенка на начальном этапе его жизни для формирования базовых основ личности и отношения к миру. При этом важны образование матери, ее личностные качества как непременное условие полноценного воспитания ребенка, признание самоценности личности на разных этапах ее развития.
Ряд исследователей в своих трудах указывают на проблему педагогической несостоятельности современной семьи или некомпетентного родительства. Это проявляется в незнании родителями методов педагогического воздействия, недооценке ими значения семейного воспитания, отсутствии у родителей потребности в педагогических знаниях и неумении взаимодействовать с детьми, неспособности оценить перспективы развития ребенка и создать возможности для их реализации.
Соответственно, у детей из таких семей проявляются нарушения в общении и эмоциональная неустойчивость, нарушения развития волевой сферы и неудовлетворенность собственной жизненной позицией как в детском коллективе, так и в семье. В связи с актуализацией в современной педагогике компетентностного подхода в качестве значимого ресурса успешной реализации семейного воспитания исследователи рассматривают родительскую компетенцию (Л. В. Коломийченко, Т. В. Коваленко, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, Н. А. Хрусталькова, И. А. Хоменко, Е. В. Руденский и др.). Качественное, осознанное исполнение родительской роли, наличие родительских компетенций определяет состояние института семьи и психологическое здоровье подрастающего поколения и общества в целом.
Традиционно под компетенцией (от лат. сompetens – способный) понимают «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения по той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Компетенция образует содержательную сторону такого обучения» .
Еще более емким и значимым выступает понятие «компетентность», выражающее степень обладания человеком соответствующими компетенциями, и включает в себя «свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний, сформированных навыков и умений», включает в себя способы мышления, а также понимание ответственности за свою деятельность.
Компетентность представляет собой интегративное личностное образование, заключает в себя направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.); способности предвидеть проблемы и преодолевать стереотипы, проявлять гибкость мышления и такие черты характера, как самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Согласно Дж. Равену, компетентность это определенная способность, необходимая для эффективной реализации конкретного действия в конкретной предметной области, и включает в себя высокоспециализированные знания, особый вид предметных навыков, способы мышления, а также понимание ответственности за их действия.
Дж. Равен различает более двадцати различных компонентов компетентности, среди которых можно выделить такие, как тенденция к более четкому пониманию ценностей и установок в отношении конкретной цели; склонность контролировать свою деятельность; вовлечение эмоций в процесс деятельности; готовность и способность учиться самостоятельно; поиск и использование обратной связи; самоконтроль; внимание к проблемам, связанным с достижением целей; экологические исследования для выявления возможностей и ресурсов; настойчивость; доверие; способность принимать правильные решения; личная ответственность; способность слушать других людей и учитывать то, что они говорят; способность разрешать конфликты и смягчать различия.
Анализ исследований И. А. Зимней, Ю. Г. Татура, Р. М. Шерайзиной и других показал, что они рассматривают компетенции как набор социальных требований к знаниям, навыкам, приобретаемым человеком в ходе какой-либо деятельности в определенной области, а результатом освоения компетенций является компетентность. Авторы определяют компетентность как меру соответствия знаний, навыков и опыта людей определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности задач, которые они выполняют, готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии с общепринятыми стандартами в обществе.
Н. В. Костенко и В. Л. Оссовский рассматривают компетенцию как составную часть компетентности, определяя последнюю как интегративное качество личности профессионала, включающее не только представления о квалификации, но и «освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности».
В исследованиях А. С. Белкина и В. В. Нестерова также разделяются понятия «компетенция» и «компетентность». Авторы понимают под компетентностью, в первую очередь, совокупность того, чем располагает человек, а компетенция означает совокупность того, что у него есть, чем человек владеет.
В логике этого подхода, для нас наибольшее значение представляют определения «компетентности» и «компетенции» А. В. Хуторского. По его мнению, компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» .
В современной научной литературе все чаще используются понятия «социально-психологическая компетентность», «психолого-педагогическая компетентность», «педагогическая компетентность» и др. В данном исследовании наибольший интерес для нас представляет определение «педагогической компетентности».
Так, В. А. Сластенин, характеризующий педагогическую компетентность, пишет, что она выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической и образовательной деятельности.
Принимая во внимание точку зрения Д. С. Нестерова, который относит педагогическую компетентность к универсальным компетентностям и отмечает, что данная компетентность применима в широком спектре жизни человека (например, в семейном воспитании, мы будем рассматривать в частности «педагогическую компетентность родителей».
Педагогическая компетентность родителей как научная категория на сегодняшний день не получила исчерпывающего анализа и не имеет точного определения, поэтому важно понять сущностный смысл данного понятия. Подавляющее число исследователей сходятся во мнении, что суть педагогической компетентности заключается в способности родителей справляться со своими воспитательными функциями в условиях постоянно меняющейся социальной ситуации.
Педагогическая компетентность родителей – это, прежде всего, умение понимать потребности ребенка и создавать возможности для их удовлетворения, способность сделать ребенка счастливым и видеть перспективы его развития в социуме, в котором живет семья в настоящий момент.
Анализ исследований С. А. Тращенковой по проблемам семейного воспитания позволяет нам выявить следующие его функции: образовательные, социализирующие, эмоциональные, досуговые, коммуникационные и первичного социального контроля.
Образовательная функция заключается в удовлетворении индивидуальных потребностей отцовства и материнства в воспитании и самореализации детей.
Функция социализации отвечает за связь индивида с обществом, предоставляя ребенку идеи о социальных отношениях и включая его в них.
Эмоциональная функция семейного воспитания обеспечивает эмоциональную стабилизацию индивидуумов, способствует сохранению психического здоровья людей, помогает удовлетворить потребности членов семьи для личного счастья и любви, симпатии, уважения, признания, эмоциональной поддержки и психологической защиты.
Функция досуга семьи направлена на организацию рационального досуга и контроля в сфере досуга.
Коммуникационная функция проявляется в удовлетворении потребностей членов семьи в духовном взаимном обогащении и постоянных эмоционально насыщенных контактах.
Функция первичного социального контроля это моральное регулирование поведения членов семьи в различных сферах жизни, а также регулирование обязанностей в отношениях между супругами, родителями и детьми.
Эффективная реализация этих семейных функций обеспечивается высоким уровнем развития системы педагогических компетенций у родителей. Педагогические компетенции, в свою очередь, являются структурообразующими компонентами педагогической компетентности (родительской компетентности) и обуславливают степень ее сформированности.
С. Пиюкова определяет педагогическую компетентность родителей как системное образование, набор определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, которые определяют способность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье.
Рассматривая феномен родительской компетентности (совместно педагогический и образовательный, Н. В. Топилина отмечает, что это системное образование, которое включает в себя интеграцию личностно-деятельностных, системно-структурных, познавательных, культурных, акмеологических и других научных подходов к анализу образовательных процессов в семье.
По определению Т. В. Коваленко «родительская компетентность» это особый социально-педагогический феномен, который определяет совокупность интегративных качеств личности родителя, в том числе когнитивные, ценностно-мотивационные, эмоциональные и поведенческие компоненты, определенные по отношению к их ребенку, и необходимые для качественного осуществления образовательного воздействия на ребенка.
Педагогические компетенции родителя могут формироваться как в отдельном пространстве (независимо от родителей, так и в совокупности, когда группу родителей можно рассматривать как самостоятельный субъект системы образования.
По этому поводу М. В. Кларин отмечает, что в практике организаций коллективный субъект обучения является носителем совместной деятельности. В управленческой практике коллективный субъект описывается как носитель коллективных намерений и целей, инициатор и координатор действий, носитель совокупного опыта, интеллектуальные инструменты для его понимания.
Таким образом, мы выяснили, что существуют различные определения педагогической компетентности, в частности, педагогической компетентности родителей. В нашем исследовании мы разделяем понятия «компетентность» и «компетенция» и опираясь на точку зрения Т. В. Коваленко, определяем педагогическую компетентность родителей как это социально-педагогический феномен, представляющий собой совокупность взаимосвязанных качеств личности родителя, включающих когнитивную, ценностно-мотивационную, эмоциональную и поведенческую составляющие, задаваемых по отношению к своему ребенку, и необходимых для качественной реализации воспитательного воздействия на ребенка.
В свою очередь, каждый из перечисленных компонентов в структуре педагогической компетентности родителей представляется нами как сумма компетенций, определяющих эффективность осуществления родителями функций семейного воспитания.
Педагогические компетенции сочетание взаимосвязанных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности (знания, умения, навыки, мотивы, ценности и отношения, обеспечивающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье.