Лучший педагог года

Понятие профессионального роста, оптимальные формы и методы работы с молодыми специалистами

Татьяна Некрасова
Понятие профессионального роста, оптимальные формы и методы работы с молодыми специалистами
▼ Скачать + Заказать документы

От того, как сформирована «Я-концепция» человека, как он смог определиться в жизни, будет зависеть, счастливо сложится его судьба или нет. Самоопределение человека как любая часть его образа «Я» непосредственно складывается в любой жизненной сфере, будь то семья, карьера, товарищество. Правильное профессиональное самоопределение влияет на продвижение человека по служебной лестнице, позволяет ему достигать высоких результатов в труде, осуществлять свой профессиональный рост. Понятие «профессиональный рост» часто отождествляют с такими понятиями, как «профессиональное продвижение», «карьера», «рост профессионального мастерства», «повышение квалификации», однако перечисленные определения лишь частично характеризуют профессиональный рост, показывают отдельные его стороны. (Так, например, карьера рассматривается как процесс смены социальной позиции субъекта в профессионально-должностной структуре; это — продвижение, перемена социальных ролей, через которые человек добивается повышения своего престижа. Рост профессионального мастерства рассматривается как процесс увеличения и совершенствования знаний, умений и навыков в рамках конкретной профессии. Термин «профессиональное продвижение» трактуется как процесс должностного и профессионального роста и предполагает перемещение и смену места приложения труда работника).

Публикация «Понятие профессионального роста, оптимальные формы и методы работы с молодыми специалистами» размещена в разделах

Для определения понятия «профессиональный рост» следует говорить о включении в него таких компонентов профессиональной деятельности, как: - личностный, предполагающий развитие качеств личности, которые необходимы для людей определенных профессий; - предметный, предполагающий освоение предмета профессиональной деятельности на основе профессионального мастерства; - функциональный, предполагающий усложнение профессиональных функций и повышение их значимости; - социальный, предполагающий изменение социального статуса профессионала за счет повышения должностного положения.

В самом общем плане профессиональный рост следует понимать как комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта.

М. М. Поташник определяет профессиональный рост как «цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников» .

В своем определении профессионального роста Е. А. Ямбург говорит о его творческой составляющей, считая профессиональный рост целенаправленным стремлением педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творческой работе с детьми.

Профессиональный рост педагога может происходить в процессе самообразования, т. е. С. В. Кирдянкина считает, что научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога – «способ взаимодействия

сопровождающего (наставника, опытного специалиста) и сопровождаемого (воспитателя, направленный на непрерывное саморазвитие педагога в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности воспитателя, что ведет к усовершенствованию природного, к поступательному восхождению в профессии». +Профессиональный рост педагога состоит из нескольких ступеней: педагогическая умелость – мастерство – творчество – новаторство. Педагог, который владеет педагогическим мастерством, способен добиться высоких результатов в своей деятельности. Педагоги, работающие творчески, своими находками обогащают методику обучения и воспитания. Педагог-новатор прокладывает новые направления в обучении и воспитании, делает настоящие открытия, обогащает педагогическую теорию.

Для осуществления специалистом профессионального роста необходима мотивация, которая определяет активность субъекта в профессиональном развитии и должностном продвижении. +В качестве стимулов к профессиональному росту выделяют :

стратификационные стимулы (блага, связанные с должностным продвижением и сохранением рабочего места);

предметно-функциональные стимулы, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью (потребность в общественной практике, изменение орудий труда, профессионализм коллег, динамика собственных результатов труда);

социально-психологические стимулы (представления о социальных функциях данной профессии, принятые обществом и конкретной профессиональной средой);

оценка результатов труда человека его коллегами.

Формирование мотивации профессионального роста связано с направленностью личности, с системой ее ценностных отношений на основе жизненных целей, с конкретно-ситуативными установками, отражающими систему потребностей личности. Профессиональный рост представляет собой одну из сторон профессиональной деятельности. Так, например, познавательные, эстетические, интеллектуально-коммуникативные потребности направлены на развитие как общих, так и специальных способностей конкретной деятельности; потребность в самореализации формируется на основе интереса к определенной деятельности и проявляется в стремлении как можно качественнее ее освоить; ориентация на улучшение результатов труда формируется на основе потребности в профессиональном признании. Следует подчеркнуть, что установка на развитие личности достигается высокой результативностью ее деятельности лишь при условии выраженной склонности человека к данной профессии.

+Профессиональный рост педагога – это, прежде всего, процесс непрерывного раскрытия личностью своего потенциала, который влияет на эффективность педагогической деятельности. Самым главным условием профессионального роста является личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, поэтому необходимо так организовать образовательный процесс в образовательной организации, чтобы он способствовал дальнейшему стремлению к профессиональной самореализации.

В коллективах, где опора на оценку качества воспитания сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. С молодыми и начинающими педагогами можно использовать различные формы и методы работы. Желательно, чтобы в профессиональном становлении молодых педагогов принимал участие весь педагогический коллектив детского сада, а не только закрепленные за ними педагоги-наставники. Для этого необходимо использовать все многообразие форм организации учебной деятельности. Рассмотрим наиболее оптимальные из них :

+ Педагогический совет:

Участие в педагогическом совете является обязательным для всех членов

педагогического коллектива образовательного учреждения. На педагогических советах можно организовывать мини-лекции, на которых

своим опытом могли бы делиться опытные воспитатели, узкие специалисты. Такая форма работы позволит молодым педагогам получать новые знания, умения и навыки профессиональной деятельности, не задавая лишних вопросов своим наставникам. Уже сейчас наши молодые педагоги принимают активное участие в педагогических советах ДОУ. Они выступают с сообщениями, посещают занятия своих коллег.

Семинары-практикумы: направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.

+ Наглядная педагогическая пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить молодых педагогов с вопросами организации образовательного процесса через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им

воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до новичков необходимую педагогическую информацию.

+Методическое объединение воспитателей. Цель которого: повышение профессионального уровня педагогов. Начинающие педагоги нашего ДОУ выступают с сообщениями, делятся своим опытом работы с другими. При подготовке к РМО им оказывается помощь не только наставников, но и методиста.

+Мастер – класс: передача педагогами своего опыта, авторских находок. Опытные педагоги, не только умело показывают работу молодым специалистам, но и обсуждают с ними различные аспекты и приемы использования технологий, нюансы и возможности при использовании технологии в конкретных задачах, рассказывают при помощи каких методов и приёмов были достигнуты полученные результаты. Для начинающих воспитателей в рамках годового плана работы ДОУ в этом году было проведено 2 мастер-класса: «Делаем папки-передвижки» и «Использование пальчиковой гимнастики в оздоровлении детей». Мастер-классы проводятся педагогами высшей квалификационной категории.

+Консультации молодых педагогов, целью которых, является помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повышение педагогической грамотности молодых специалистов. Чаще всего молодые воспитатели в нашем детском саду получают консультирование от своих наставников, если у них возникают какие-либо вопросы. Очень часто применяются у нас и виртуальные консультации, которые я пересылаю им по электронной почте или на флэшкарту.

+ Широко применяю различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседование в начале года, посещение и анализ занятий с целью помощи.

+ Педагогические конференции, фестивали, педагогические чтения:

Как правило, они проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам организации процесса воспитания. Для молодых педагогов — это определение ориентиров дальнейшего профессионального развития. Молодые специалисты нашего ДОУ также являются активными участниками различных мероприятий. Так, например, в декабре 2018 года один из наших молодых воспитателей - Старцева Н. Ю. приняла участие во 2 областном фестивале молодых педагогов «Творчество и поиск молодых» с публичным выступлением «Организация сюжетно-ролевых игр в разновозрастных группах».

+Обзоры педагогической литературы

Суть этой формы заключается в обсуждении содержания специально подобранных наставниками научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам организации воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Так, например, в начале учебного года молодые воспитатели были ознакомлены с основными нормативными документами, программами, регламентирующими деятельность ДОУ.

+ С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т. д. Такая форма работы позволяет молодым специалистам учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов. Они учатся самостоятельно организовывать выставки детских работ в группах, принимают активное участие в смотрах-конкурсах ДОУ, в районных и областных конкурсах.

+ В работе с педагогами я использую и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:

— возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

— одновременное использование различных форм справочной информации : аудио-, видеоизображения, анимация текста,

— быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

Одной из эффективных форм работы с молодыми педагогами в ДОУ является наставничество, целью которого является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Молодой специалист направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. В нашем учреждении так же разработан и план работы наставника с молодыми специалистами. В рамках данного плана работы в течение учебного года проводилось: - анкетирование молодых воспитателей; - посещение наставником занятий; - посещение занятий коллег молодыми воспитателями; - беседы и консультации; - оказывается помощь в работе над темой самообразования; - участие и организация молодыми воспитателями детских утренников и развлечений, родительских собраний; - оказывается помощь в написании проектов, планов, проведении НОД и пр.

Итак, форм и методов в работе с молодыми специалистами очень много, но только планомерная и систематическая работа всего коллектива поможет им в их профессиональном становлении.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Фотоотчет о проведении деловой игры с молодыми специалистами и их наставникамиФотоотчет о проведении деловой игры с молодыми специалистами и их наставниками 28 февраля 2018 года в МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» по плану работы «Школы молодого специалиста» прошла деловая игра для педагогов «Креативность.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие профессионального роста, оптимальные формы и методы работы с молодыми специалистами
Опубликовано: 3 марта 2020 в 11:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие профессионального роста, оптимальные формы и методы работы с молодыми специалистами» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Некрасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД