Иванова Альбина
Конспект беседы «Поможем природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Поможем природе!
Цель. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.
Оборудование. Фотостенд, выставка детских рисунков «Как я помогаю природе», кормушек, скворечников, плакаты на тему охраны природы, поделки из природного материала.
Публикация «Конспект беседы „Поможем природе“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход беседы.
Вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите и помощи. Как вы считаете, охрана природы – только дело взрослых или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же они могут сделать? Например, животных, попавших в беду, убирать мусор, мастерить кормушки и домики для птиц, подкармливать зверей и птиц зимой, устанавливать таблички в местах распространения охраняемых растений, оказывать помощь больным деревьям.
А теперь расскажите о том, что делаете вы. Давайте посмотрим нашу выставку рисунков «Как я помогаю природе».
Многие на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это доброе и посильное для вас дело. Вы наверняка знаете поговорку о том, что человек не зря прожил жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево.
А кто нам подскажет, как надо правильно сажать деревья? (В случае необходимости знакомить с правилами посадки растений).
Мы посадим деревья рядами, станут площади наши садами.
Пусть цветёт с каждым годом всё краше молодая планета наша. (И. Кутов)
Важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от вредителей, регулярно поливать.
У красы – берёзки платье серебрится, У красы – берёзки зелёные косицы Со двора к берёзке выскочили козы. Стали грызть берёзку, а берёзка – в слёзы.
Защищать берёзку стали мы гурьбою, чтоб краса – берёзка выросла большая. (П. Воронько)
Кору деревьев резать нельзя! Сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол, помертвеют корни в почве.
Запомните! Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.
В пословице говорится: «Много леса – береги, мало леса – не губи, нет леса – посади». Кто из вас вместе с взрослыми посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе? Много забот у детей во все времена года. Беспокоятся они о зимующих птицах: мастерят вместе с родителями и школьниками кормушки, подкармливают птиц.
Мё рзнут лапки у синичек: плохо или без рукавичек.
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принё с: - Посмотрите – ка сюда, это вкусная еда!
На ладонь ко мне садятся. Греют лапки. Не боятся. (О. Высотская)
Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают лучшую)
А как вы помогали природе летом? Главная забота летом для взрослых и детей – борьба с сорняками. Не случайно говорят: «Сорную траву – с поля вон!»
Существует много видов сорных растений, среди них - мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т. д. (Показать изображения растений). Сорняки встречаются на полях и огородах. Их необходимо удалять: они заглушают культурные растения, посаженные на огородах, клумбах, полях и т. д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают низкий урожай, становятся мелкими. Иногда непрополотые растения могут даже погибнуть.
Ожидаешь урожая – не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки, не прополешь, не польёшь –
ни одной морковки сладкой в огороде не найдёшь! (Т. Белозёров).
Расскажите, что здесь изображено. (Демонстрация плаката об охране природных ресурсов, обсудить с детьми правила бережного отношения к природным богатствам).
К условиям сохранения богатств природы относятся экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества и т. д. О том, как юные друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка – быль Е. Арефьевой «Природа и её друзья». (чтение сказки).
В лесу возле старого – престарого дуба бил из – под земли маленький родничок «Весельчак». А в этом родничке жила капелька Искорка со своими сестрёнками. Они весело плескались в своём домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с искоркой и её сёстрами и становились совсем родными. Искорка и её сёстры – капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и своём родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.
В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получился удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили очень дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из неё вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку. Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.
Неожиданно человек начал обрубать ветки у молодых берёзок. Увидев это, капельки заплакали в своём домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему – то сразу стало холодно, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора. Вдруг Весельчак и старый дуб услышали весёлую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «зелёного патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса? Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!». И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал. Берёзкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили веточки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода, действительно, была очень вкусной и пахла лесом.
В ветвях старого дуба – хранителя родничка – появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый – ёжик и заяц. Они прибежали попить воды из родничка и поболтать с Искоркой и её сёстрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе сидели под дубом, слушали весёлые разговоры Весельчака и дуновение ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба. Ребята пообещали, что будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И ещё они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать её в обиду».
А вам приходилось останавливать тех, кто вредит природе? Расскажите об этом.
Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять помещения и дворы. Какие растения можно использовать для озеленения нашего детского сада?
*Вот я толстый и пузатый, весь колючий, полосатый. (Кактус)
*Белая воронка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце. (Лилия амариллис).
*Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза).
*Листья длинные, тонкие, полосатые, а усы на концах рогатые. (Хлорофитум).
А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Посмотрите на панно и другие поделки, изготовленные из природного материала. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома.
Итог: Любая помощь – человеку, растению или маленькому животному – приносит радость, удовлетворение, счастье. А виды этой помощи могут быть самыми разными, например, как в стихотворении. А. Барто.
Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока, жужжит в окне, расправив крылья,
И я зову на помощь маму : «там жук живой, раскроем раму!»