Мария Шулбаева
Финансовая грамотность «Поможем коту Прянику»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поможем коту Прянику»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
создать условия для умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
Публикация «Финансовая грамотность „Поможем коту Прянику“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
создать условия для формирования разумного отношения к расходованию денег;
научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;
закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.
Ход занятия
Дети проходят в зал становятся в полукруг
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята, нам пришло голосовое сообщение от кота Пряника.
Давайте его послушаем (на экране фотография кота Пряника).
Кот Пряник : Дорогие ребята, вы многому меня научили, и я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.
Воспитатель: О чём попросил нас кот Пряник?
Дети: Выполнить несколько заданий.
Воспитатель: Правильно, нужно помочь коту Прянику выполнить задания. Ну что, поможем коту Прянику? Если выполним все задания правильно, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим:
Первое задание
На экране картинки деньги (монета и купюра).
Воспитатель: Ребята, что изображено на картинке?
Дети: Деньги.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?
Дети: Деньги — это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.
Воспитатель: для чего нужны деньги?
Дети:
деньги нужны для покупки продуктов питания;
деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;
деньги нужны для оплаты развлечений;
деньги нужны для покупки одежды;
деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;
деньги нужны для покупки подарков.
Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.
Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним первое задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот. Кот Пряник, слушай внимательно и запоминай.
Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)
Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)
Монета звенит, а банкнота (шуршит)
Монета металлическая, а банкнота (бумажная)
Кот Пряник : Ура, теперь я всё знаю про деньги. За деньги можно всё купить.
Воспитатель: Ребята, вы согласны с котом Пряником : всё можно купить за деньги или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы детей
за деньги нельзя купить дружбу;
за деньги нельзя купить уважение;
за деньги нельзя купить любовь;
за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
за деньги нельзя купить общение с природой.
Воспитатель: Давайте, расскажем коту Прянику, на что нужно тратить деньги в первую очередь.
Второе задание «Потребности»
Воспитатель: Что такое потребности?
Дети: То, что хочется человеку (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях; потребность в дружбе, в заботе о друге.)
Воспитатель: Потребности — это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.
Дети: Жизненно важные потребности — это то, без чего человек не может жить.
Воспитатель: Кот Пряник, смотри и запоминай, дети тебе всё покажут и расскажут. Ребята, выберите карточки с изображением жизненно важных потребностей.
Воспитатель: Ребята, возьмите карточки и обведите те картинки, жизненно важные потребности человека.
Воспитатель: Без чего человек не может жить?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.
Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.
Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.
Третье задание
Воспитатель: Ну что ж со вторым заданием мы справились. Давайте посмотрим следующее? На экране надпись «Товар» и картинки. Задание про товар.
Воспитатель: Что называют товаром?
Дети: Это продукт труда для обмена или продажи.
Воспитатель: Правильно, то, что сделано для продажи. (Игра проводится стоя за столами) Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сигнальщики». Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, поднимете зеленую карточку.
фермер привез на рынок молоко (товар);
мама испекла пирог к празднику;
плотник сделал шкаф и продал его (товар);
папа починил детям игрушку;
бабушка сварила варенье для внуков;
на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)
девочка подарила подружке куклу;
садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).
Воспитатель: Молодцы и с третьим заданием мы справились. Прежде чем посмотреть четвёртое задание, я предлагаю немного отдохнуть.
Игра «Я покажу – ты отгадай»
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду показывать вам картинки с изображениями профессий, а вы будете движениями, жестами, пантомимикой показывать, какой профессии соответствуют эти действия (дирижер, водитель, фотограф). Воспитатель: А теперь посмотрим последнее задание кота Пряника.
Четвертое задание
На экране надпись «Семейный бюджет» Что такое семейный бюджет?
Воспитатель: Ребята, расскажите, коту Прянику, откуда в семье берутся деньги.
Дети:
мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
бабушка и дедушка получают пенсию;
старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?
Дети: Семейный бюджет — это подсчёт доходов и расходов.
Воспитатель: Что такое доход?
Дети: Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Воспитатель: Что такое расход?
Дети: Расход — это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить задание кота Пряника.
Игра «Доход - расход»
Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете хлопать в ладоши, если — расход, то вы будете топать.
Покупка хлеба в магазине….(расход)
Оплата коммунальных услуг…. ….(расход)
Папа получил премию (доход)
Дедушка получил пенсию (доход)
Мама с папой получили зарплату (доход)
Мама заплатила за детский сад (расход)
Вы нашли клад (доход)
Бабушка купила молоко….(расход)
Папа заплатил за стрижку (расход)
Брат получил стипендию (доход)
Вы купили билеты в кино….(расход).
Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?
Дети:
чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;
чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;
чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;
чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;
чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот мы и помогли коту Прянику разобраться во всех заданиях.
Звуковое письмо:
Спасибо вам, ребята. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал корзинку с сюрпризом. До свидания. Воспитатель: Что же за сюрприз прислал нам кот Пряник? Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты. А какие бывают деньги? (Бумажные и металлические) Наши монеты необычные. Дети куда бы вы потратили свои монеты, если бы она была обычной?
(ответы детей)