Федаева Наталья
Конспект занятия по математике с использованием элементов системы М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
«Поможем Буратино…»
Конспект занятия по математике для дошкольников 2 младшей группы
с использованием элементов системы М. Монтессори
Цель:
1. Закрепить счет в пределах 5, умения соотносить количество предметов с числом, его обозначающим, закрепить знание геометрических фигур, геометрических тел, величины, цвета.
2. Развивать мыслительные операции, внимание; развивать тактильную чувствительность;
3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по математике с использованием элементов системы М, Монтессори» размещена в разделах
- закрепить знание чисел в пределах 5 путем заданий на соотнесение чисел и количества предметов с использованием самоконтроля;
- закрепить умение детей выделять знакомые геометрические фигуры, предложенные в ходе дидактической игры, называть цвета, закрепление понятий «слева, справа, между».
- развивать логическое мышление, внимание детей посредством выполнения заданий педагога;
- развивать моторику рук и тактильную чувствительность в процессе работы с дидактическим материалом и шаблонами геометрических фигур;
- развивать связную устную речь детей путем речевого обоснования действий.
- воспитывать у детей интерес к математике, формирование умения работы в коллективе,
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Методические приемы: создание игровой ситуации, наглядный материал, дидактические игры, содержащие самоконтроль, поощрение, физминутка, сюрпризный момент.
Структура занятия :
Этапы занятия
1. Организационный момент (Подготовка к занятию группы, создание атмосферы способствующей к занятию математикой - 2 мин.)
2. Основная часть (11 мин.)
- Постановка цели
- Повторение, закрепление и систематизация имеющихся знаний
- Физминутка.
- рисование печатками из ластика.
3. Заключительная часть (Итог занятия, вопросы по занятию - 2 мин.)
Оборудование: карта, карточки с цифрами и предметными картинками, листы пенопласта, канцелярские гвоздики со шляпкой, клубочки ниток, ткань, печатки из ластика, гуашь, магнитофон, декорация весеннего леса.
Ход занятия :
I. Организационный момент
Воспитатель: (далее – «В»)
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (Входит Буратино (далее – «Б»)
Б: - Здравствуйте, ребята. Я веселый деревянный человечек. Только мне сегодня не очень весело. Карабас Барабас спрятал всех моих друзей в старом замке. А замок тот с пятью замками
И нет ключа ни одного.
Вот если б вы помочь мне все решили,
То вместе мы смогли б открыть его.
В: Ну что, ребята, поможем Буратино собрать ключики, чтобы он смог освободить своих друзей? (ответы детей) За каждое правильно выполненное задание вы будите получать ключик от замка.
II. Основная часть
Б: - Прекрасно. Только перед тем, как отправиться в путь, давайте посмотрим на карту и определим, куда мы направимся сначала. (Детям предлагается карта на доске)
В: - Ребята, вот на карте наш детский сад, а вот замок. С какой стороны от детского сада находится замок? (Справа) Значит, нам нужно двигаться в правую сторону. А что находится между нашим детским садом и замком? (Между ними находится лес)
- Что находится слева от леса? (Наш детский сад) Молодцы. Вот вам за это первый ключ от замка.
Б:- Нам предстоит дорога через лес. Но пешком мы не сможем добраться. Как же быть?
В: - Ребята, поедем на автобусе. Возьмите свои билеты (карточки с предметами от 1 до 5) и займите свои места в соответствии с вашим билетом. (на стульчиках обозначены цифры от 1 до 5). (Дети должны посчитать количество предметов на билете и соотнести его с написанием цифры.)
В: - А теперь проверим себя. (На каждой карточке с предметами и цифрами есть контрольная метка (кружочки одного цвета, по которой дети проверяют правильность выполнения задания.)
- Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задание и заработали второй ключ от замка.
В: - Молодцы, отправляемся. (Звучит музыкальная заставка)
(Декорация весеннего леса)
- Вот и прибыли мы в лес.
Полный заданий и чудес.
А где же хозяин леса – Леший? Его самого не видно. А на дереве прикреплена записка для нас: «Ключ от замка получите, если выполните мое задание. Помогите мне растопить ледяные глыбы, которые мешают приходу весны. Вы должны угадать фигуру, которая спрятана в ледяной глыбе.» (ледяная глыба – это лист пенопласта с точками – метками в углах и по контуру. Дети должны воткнуть в эти точки канцелярские гвоздики со шляпками, а потом натянуть канцелярскую резинку на эти гвоздики. Т. о. получается силуэт геометрической фигуры)
Б:- Ну, и какие фигуры у вас получились? (ответы детей) Молодцы. Справились с заданием. Вот вам 3-й ключ от замка. Но чтобы выбраться из леса, нам необходимо выбрать путь, по которому мы пойдем дальше - короткий или длинный?
(детям предлагаются разные по величине клубочки из одинаковых ниток)
Л: - Какой этот клубочек по величине? (Большой, поменьше, самый маленький) - Попробуйте определить, в каком клубке нить короче? Толщина ниток одинаковая во всех клубочках. (Дети ощупывают клубки и логически определяют, где нить будет короче.) Почему вы так решили? (Ответы детей)
- А теперь проверим… (Дети разматывают клубки и сравнивают их по длине, выбирая самый короткий путь) Молодцы. Вот вам 4-й ключ от замка.
Б:- Ребята, что-то я устал. Давайте отдохнем.
(Проводится физминутка)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел:
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Б: Мне надо поспешить, мои друзья меня заждались. Но дальше я пойду один, а вы должны возвращаться в детский сад.
В: - Ребята, давайте изготовим для Буратино ковер – самолет, чтобы он быстрее добрался до своих друзей и освободил их. Перед вами ковер (ткань). А теперь раскрасим этот ковер - самолет разными узорами, чтобы он понравился Буратино. А краски мы возьмем у Весны. (Дети раскрашивают техникой нетрадиционного рисования – печатками из ластика в форме геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат) разного цвета. Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какая фигура у него получилась и какого она цвета. За правильные ответы дарится 5-й ключ)
В: - Подарим все заработанные нами ключи и ковер – самолет Буратино.
Б: - Спасибо, ребята. Вы очень помогли мне. До свидания. (Буратино «улетает» на ковре самолете)
В: - Ребята, и нам пора возвращаться в группу. Садимся на автобус, занимаем свои места. Поехали. (Звучит заставка)
III. Заключительная часть
В: - Кто приходил в гости? (Буратино) Что с ним случилось? (Его друзья попали в беду) Как мы смогли ему помочь? (Ответы детей)
- Вам понравилось наше занятие? Какие задания мы выполняли? (Ответы детей). Какие из них были для вас трудными? Наше путешествие подходит к концу!
Список использованной литературы :
1. Монтессори - материал : школа для малышей. Ч. 1. - М. : Мастер, 1992. - 80 с.
2. Монтессори М. Арифметика в детском саду: Пер. с итал. Ю Фаусек. – Пг: Начатки знаний, 1922. – 48с.
3. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов /Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144. : ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).
4. Фидлер М. Математика уже в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О. А. Павлович. – М. : Просвещение, 1981. – с ил.