Кернасюк Снежана
Полезные рифмовки в работе с детьми со стертой дизартрией на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема введения поставленных звуков в речь у детей со стертой дизартрией продолжает оставаться актуальной. Автоматизация вызванного звука, то есть закрепление его правильного произношения является одним из сложных направлений работы по коррекции звукопроизношения у детей, в связи с чем необходимо уделять повышенное внимание подбору лексического материала различной сложности как на этапе автоматизации, так и на этапе дифференциации поставленных звуков. Значительно повысить эффективность логопедического воздействия помогут логопедические рифмовки, в дополнение к которым могут быть предложены опорные картинки, максимально насыщенные автоматизированным звуком.
Публикация «Полезные рифмовки в работе с детьми со стертой дизартрией на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков» размещена в разделах
Ниже предложены полезные рифмовки, максимально насыщенные автоматизируемыми, а также дифференцируемыми звуками.
(Автор учитель – логопед Кернасюк С. С.)
1. «Ласковый Жужа»
Ласковый Жужа в картинки играл,
Ласково всё он называл:
Ежик, ножик, утюжок,
Ложечка, снежок, лужок,
Медвежонок, жакетик, пижамка, флажок,
Дождик, животик, дружок, пирожок.
2. «Весело бежит лиса»
Весело бежит лиса:
Сасаса да сасаса.
Видит – сонная сова,
Серый слон, летит оса, на осине – семь сорок,
Вот в песочнице песок,
В ней спокойно спит сурок.
3. «Галя и Толя»
Галя и Толя слепили из глины
Лебедя, ель, лису и дельфина,
Соболя, льва, улитку, теленка,
Много цыплят, оленя, козленка.
4. «Посчитай»
Считали картинки два ежа:
Жук, крыжовник, два ножа,
Лыжи, желудь и лужок,
Жаба, лужа, пирожок,
Сколько их всего – скажи,
Быстро цифру покажи.
5. «Рома и Рая»
Рома и Рая в картинки играли,
Что у кого они называли.
У Раи сарафан, у Ромы барабан
У Раи паровоз, у Ромы Дед Мороз
У Раи парусник, у Ромы градусник.
6. «Жираф, корова и баран»
Жираф, корова и баран
Гадают на ромашке.
Что купить им: барабан?
Ракету? Розу? Кружку?
Баранки? Ручку? Сарафан?
Или вкусную ватрушку?
7. «Магия»
Магия какая – то сейчас начинается,
Всё маленькое в большое легко превращается.
Был волк – стал волчище,
Был дом – стал домище,
Был нос – стал носище,
Был хвост – стал хвостище.
8. «Кораблик»
Мы со звуком «р» играем
И кораблик собираем:
Трап, корма, штурвал и рубка,
Иллюминатор, парус, шлюпка.
Стоп! Внимание! Исправляй!
Без «р» картинку называй.
Инструкция: назови картинку, в название которой нет звука «р».
9. «Игрушки»
Игрушки бывают разные:
Желтые, белые, красные…
Желтый шарик, зеленый фонарик,
Красная матрешка, голубая поварешка,
Розовая хрюшка, синяя погремушка,
Черная стрела, серебристая пила.
10. «Коля и Оля»
Коля любит котлеты,
Оля любит галеты,
Коля любит блин,
Оля любит ванилин,
Коля любит хлеб,
Оля любит плед.
11. «Галя, Валя и Толя»
Галя, Валя и Толя гуляли.
Много людей они увидали:
Вот – малютка Оля в люльке,
Лена кукле дает пилюльки,
Лика и Лиза несут балетки,
Дядя Коля пьет таблетки,
Вот у Лени болит колено
И мальчик Лева несет полено.
12. «Почему?»
Почему у сома усы
И какие слон видит сны?
Почему спит сова на суку?
Почему нужен нос барсуку?
Почему гудит пылесос?
Почему свистит насос?
Почему поет соловей?
На вопросы ответь скорей!
Использование рекомендуемого речевого материала в сочетании с наглядной опорой в виде предметных картинок в соответствии с текстом рифмовок поможет более продуктивному введению поставленных звуков в речь, а также будет способствовать превращению коррекционного процесса на этапе их автоматизации и дифференциации в увлекательную игру.
Учитель – логопед Кернасюк С. С.