Юлия Калугина
Полезные игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс развития детей на само-тек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.
Именно по этому психолог Л. С. Выгодский назвал ее ведущим видом дея-тельности дошкольника.
Темочки:
Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно – печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными, требуют 2-3 и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.
Важное место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т. д., его заинтересованность этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в играх.
Яркие впечатления, полученные ребенком во время посещения зоопарка, вероятно, трансформируются в игру. Он начнет строить клетки из кубиков (или каким то другим способом). Заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как ребенок увлечен игрой, взрослый поддерживает ее новыми игровыми действиями. На машине (или самолетом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (еще не задействованные в игре животные). Взрослый, взявший на себя роль шофера, который доставил зверей, просит ребенка – «директора зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше, так как они долго ехали в тесноте и очень устали.
Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных, устраивать их в зоопарке. Даже если ребенок остановился на строительстве клеток и их заселении, взрослый снова включается в игру: подвозит на машине питание для зверей и просит «директора зоопарка» принять его.
- Я привез вам мясо для хищников, рыбу для водных животных, зерно для птиц. Примите товар, перенесите его в хранилище и кормите животных – вся еда свежая. «Едой» может быть все что угодно: красные кубики будут изображать мясо, щепочки – рыбу и т. д. Способов углубления и содержания игры, очень много.
Важно, чтобы взрослый понимал, что игра – это серьезное дело: в ней ребенок реализует себя как делового человека, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество.
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником на основе различных событий его жизни: посещения цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподром и т. д. В любом случае игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильного отношения к животным.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно – печатные игры. Например, «Зоологическое лото». Время от времени на досуге играйте с ребенком в эти игры. Это поможет ему запомнить названия животных.
Также можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел таких животных; поговорить об их особенностях и образе жизни.
С дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно – дидактические игры. Они развивают у дошкольника не только восприятие и речь. А так же умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.
Вот некоторые из подобных игр:
1. «Что это такое?»
(взрослый называет животное, а ребенок – общую группу, к которой оно относится).
- воробей… (птица);
- олень… (зверь);
- рыба… (рыба);
- муравей… (насекомое).
2. «Что третье?»
(взрослый называет два похожих объекта, а ребенок должен подобрать к ним третий).
Например:
- ворона, голубь… (сорока);
- медведь, лиса… (заяц). И т. д.
Хорошо развивает мышление ребенка игра, в которой один и тот же материал используется перекрестно – предметы нужно объединять сразу по нескольким признакам.
Например:
- тигр, крокодил, собака… (хищники);
- тигр, собака, кошка… (звери, хищники);
- собака, кошка, корова… (домашние животные);
- корова, овца, олень… (звери, парнокопытные, травоядные);
-олень, волк, заяц… (звери, лесные животные).
Дидактические игры :
1. Д/И «Животные и их детёныши»
Задача: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
2. Д/И «В мире клякс»
Задача: закрепить умение узнавать живое существо на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида, упражнять в распределении животных по группам.
3. Д/И «Кто зимовал, кто прилетит?»
Задача: уточнить название птиц; определить, кто из птиц зимует, а кто улетает в теплые края.
4. Д/И «Способы питания животных»
Задача: Закреплять знания о классах животных (хищники, растительноядные, всеядные, упражнять в распределении животных по питанию.
5. Д/И «Кто где живет»
Задача: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
6. Д/И «Угадай какой ты зверь»
Задача: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, закрепить о приспособленности животных к окружающей среде, учить классификацию животных.
7. Д/И «Кто чем питается?»
Задача: Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания, определить какое из диких животных чем питается.
8. Д/И «Что звучит?»
Задача: развитие слухового внимания и наблюдательности.
9. Д/И «Лови да бросай – цвета называй»
Задача: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
10. Д/И «Четвертый лишний»
Задача: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, разви-вать способность к обобщению.
Во время игры, что бы она ни сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребенка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до трех – время, за которое надо ответить или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.
Также целесообразно совмещать игры с движениями.
- я сосчитаю до трех и назову дерево, а ты поскорее беги к нему, да смотри не перепутай: раз, два, три к березе беги (ребенок бежит). Раз, два, три под елку беги.
Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.
Ю. А. Калугина
Воспитатель стационарного отделения
ГКУ СО КК «Абинский КЦРИ»