светлана мельникова
Полезные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль.
Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовать опыт ребёнка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета.
Публикация «Полезные игры» размещена в разделах
Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость её преподавания детям. Отвлечённость понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а старшие будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.
Знакомство детей с математикой также происходит и в процессе игры.
Это игры для самых маленьких, но в них с удовольствием играют и дети 4 лет. С помощью этих игр можно начать формировать у детей сопоставлять один к другому. Игры детям принесут удовольствие и помогут вам установить контакт с каждым воспитанником.
«Поиграем с пальчиками». Возьмите руку ребенка и, по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие слова:
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печи топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Можно поиграть и так. Воспитатель показывает ребенку большой палец своей руки, затем поочередно соединяет его с остальными пальцами под такой текст:
- Пальчик – мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Покажите ребенку свою руку. Читая стихи, вы по очереди дотрагиваетесь до каждого пальца, наклоняете их.
Идут четыре брата на встречу старшему.
- Здравствуй, большак!
-Здорово, Васька-указка,
Мишка – середка, Гришка – сиротка
Да крошка Тимошка.
Сожмите пальцы в кулак. Затем отгибайте их по одному.
Вот маленький улей. Где пчелы?
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Один, два, три, четыре, пять!
З – з – з – з!
Ваша рука сжата в кулак. Вы показываете детям большой палец и прячете его.
Вот моя черепаха. Она живет в панцире,
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, она высовывает голову
И прячет ее обратно, когда хочет спать.
Обе ваши руки сложены за спину. Сначала вы выставляете вперед одну руку с поднятым большим пальцем, затем другую руку с поднятым большим пальцем. С последними словами прячете руки и опять выставляете их.
На ветке сидят два маленьких дрозда.
Одного зовут Пит,
Другого зовут Поль.
Улетай, Пит. Улетай, Поль.
Прилетай, Пит. Прилетай, Поль.
«Повстречались». вначале весь текст произносит взрослый, в дальнейшем ребенок будет играть роли животных.
В о с п и т а т е л ь. Повстречались два котенка. (Соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка.)
Р е б е н о к. Мяу – мяу!
В о с п и т а т е л ь. Два щенка. (Соединяет безымянные пальцы.)
Р е б е н о к. Ав – ав!
В о с п и т а т е л ь. Два жеребенка. (Соединяет средние пальцы.)
Р е б е н о к. Иго – го!
В о с п и т а т е л ь. Два тигренка. (Соединяет указательные пальцы.)
Р е б е н о к. Р – рр!
В о с п и т а т е л ь. Два быка. (Соединяет большие пальцы.)
Р е б е н о к. Му – у!
В о с п и т а т е л ь. смотри, какие рога! (Двумя пальцами делает ребенку «козу», в следующий раз пусть малыш сам попробует сделать так же.)
Это же упражнение можно делать левыми руками.
«Сорока – ворона». Воспитатель сажает к себе на колени малыша, берет в руку его ладошку, водит по ней своим указательным пальцем и приговаривает:
Сорока – ворона кашку варила,
Деток кормила…
Этому дала (загибает мизинец ребенка,
Этому дала (загибает безымянный палец ребенка,
Этому дала (загибает средний палец ребенка,
Этому дала (загибает указательный палец ребенка,
А вот этому не дала! (Показывает на большой палец.)
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он кашу не варил!
«Наши имена». Дети садятся в кружок, воспитатель катит мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч.
Вариант. Ребенок называет свое имя (Аня, а воспитатель предлагает детям подобрать ласковые формы этого имени (Анечка, Аннушка, Анюта, Анюся, Анночка).
Количество: счёт до 5.
Эти игры помогут усвоить названия и порядок следования первых пяти чисел.
«Ладушки». Для игры потребуются камешки. Читая текст потешки, вы будите раздавать по одному камешку каждому участнику игры, называя его по имени.
Бабушка, бабушка
Испеки оладушки.
Один Машеньки,
Один Коленьки…
Дети возвращают камешки, игра продолжается. Теперь вы будете раздавать по два по три камешка в соответствии с текстом:
Бабушка, бабушка
Испеки оладушки.
Тане два,
Свете два (или три)
А теперь давайте ребёнку столько камешков, сколько он попросит:
Бабушка, бабушка
Испеки оладушки
Маше три
Коле два.
«Котята». Сожмите пальцы в кулак. Читая стихи, отгибайте по одному пальцу. Пальцы – это котята.
Один котёнок пьёт молочко.
Оно такое вкусное, что идёт
Ещё котёнок.
Два котёнка пьют молочко.
Оно такое вкусное, что идёт
Ещё котёнок…
«Лягушки». Игра проходит так же. Лягушек могут изображать сами дети:
По дорожке прыгают две лягушки.
Повстречали свою подружку.
По дорожке прыгают три лягушки.
Повстречали свою подружку…
«Рики-тики». Вы сжимаете пальцы в кулак, затем отгибаете их со словами:
Рики-тики, посмотри,
Сколько пальцев-говори! (дети хором отвечают)
«Поросята». Эта игра позволяет отрабатывать обратный счёт. Вы произносите слова и выполняете движения. Дети повторяют их:
Пять поросят идут купаться к морю. (Показать пять пальцев)
Пять поросят резвятся на просторе.
Один из них устал,
«Пойду домой!»-сказал. (Загнуть один палец)
И вот вам результат:
Четыре поросёнка…
Количество: счёт до 10.
Эти игры помогут научить детей считать до 10.
«Пальчики». Эту игру рекомендуется проводить со старшими детьми. Вы читаете текст и делаете соответствующие движения, а дети повторяют их за вами.
Пальчики уснули,
В кулачёк свернулись. (Сжать пальцы правой руки в кулак.)
1,2,3,4.5 (Отогнуть пальцы один за другим на счёт)
Захотели поиграть (Пошевелить всеми пальцами)
Разбудили дом соседей,
Там проснулись 6 и 7 (Поднять левую руку, пальцы сжать в кулак, отгибать один за дру
гим на счёт)
8,9,10-
Веселятся все! (Покрутить обеими руками)
Но пора обратно всем:
10,9,8,7! (Загнуть пальцы левой руки один за другим на счёт)
6 калачиком свернулся.
5 зевнул и отвернулся (Загнуть пальцы правой руки)
4.3,2,1,
Снова в домиках мы спим. (Поднять обе руки, сжать в кулаки).
«Кот Антипка». А эту игру лучше всего провести с помощью фланелеграфа.
Кот Антипка жил у нас,
Он вставал с лежанки в час,
В два – на кухне ел сосиски,
В три – сметану ел из миски,
А в четыре – умывался,
В пять – по коврику катался.
В шесть - тащил сельдей из кадки,
В семь – играл с мышами в прядки,
В восемь – хитро щурил глазки,
В девять – ел и слушал сказки,
В десять – шёл к лежанке спать,
Потому что в час вставать.