Татьяна Петрова
«Полет в космос». НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НООД по формированию лексико – грамматической системы языка, звуковой культуры речи «Полет в космос»
подготовительная к школе группа
Познавательно – речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»,
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Цели:
Образовательные:
Публикация «„Полет в космос“, НОД по формированию лексико-грамматической системы языка и звуковой культуры речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- формировать и расширять у детей семантическое поле «Космос»;
- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [С], [С’].
Развивающие:
- развивать у детей: фонематический слух, внимание, восприятие, координацию речи с движением, мелкую моторику, воображение;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать грамматический строй речи (подбирать слова – родственники к заданному слову, согласование прилагательных с существительными, образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.)
- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения
Воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации: про космос, гимнастика для глаз; ракета синяя, зеленая с 3 иллюминаторами; картинки со звуками [C], [C’]; картинки к игре «Большой – маленький»; звезды на ладошку; карточки к игре «Угадай планету», звезды большие; зонт с планетами; планшет с планетами; ящик с песком.
Содержание организованной деятельности детей:
(дети зашли, поздоровались, сели на стульчики полукругом)
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой знаменательный день есть в апреле, о котором мы с вами говорили?
Дети: День космонавтики
Педагог: И что означает этот день? Почему именно 12 апреля отмечают этот знаменательный праздник во всем мире?
Дети: В этот день полетел первый космонавт Юрий Гагарин 12 апреля
Педагог: Действительно, этот праздник в честь первого полета человека Юрия Гагарина. А полетел он 52 года назад. Посмотрите вот он – Первый человек Космоса
(на слайде фото Юрия Гагарина)
Ребята, как назывался корабль с которого полетел Юрий Гагарин?
Дети: Корабль, на котором полетел Юрий Гагарин называется Восток (на слайде корабль)
Педагог: 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль - спутник «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли.
Чтение стихотворения Слайд Ю. Гагарин в скафандре
Юрий Гагарин Вл. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться в космос смог.
Поют об этом песни,
Весенняя капель;
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Педагог: Ребята, хотите отправиться в путешествие в Космос? Но сначала нужно пройти подготовку. Сейчас я проверю вашу смекалку. Отвечайте на мои вопросы, и я зачислю вас в команду, но у меня есть для вас подсказка. Ваши ответы должны быть родственники к слову КОСМОС.
Игра «Семейка» - развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова – родственники к заданному слову
Игра «Скажи правильно» - обогащение словарного словаря, согласование прилагательных с существительными
(на каждый ответ слайд)
1. Как называют человека, который летит в космос? (Космонавт)
2. Как называется площадка с различными сооружениями для запуска космических кораблей и искусственных спутников? (Космодром)
3. Как называется наука, которая занимается полетами в космос.? (Космонавтика)
5. Как можно по - другому назвать космос? Пространство какое? (Космическое пространство)
4. Как назвать полет в космическое пространство? Полет какой? (Космический полет)
5. Как назвать корабль, который летит в космическое пространство? (Космический корабль.)
6. А скорость, с которой летит корабль, как называется? (Космическая скорость)
7. Как называется телевизионные передачи из космоса? (Космовидение) космическое телевидение, непосредственная передача и приём по сети телевизионного вещания изображений с борта космического аппарата, находящегося в космическом пространстве или на поверхности др. планеты.
8. Как по - другому можно назвать слово космонавтика, полеты в космическое пространство? (Космоплавание)
Педагог: Я принимаю вас в команду космического корабля. Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Слайд Земля- темно – синий фон
Педагог: Итак, нам предстоит отправиться в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Космонавты не только эрудированны, но и выносливые. И они всегда делают гимнастику, вот и мы с вами сделаем гимнастику для язычка.
Чу – чу – чу - в космос полететь хочу
Им – им – им - на ракете полетим
Ды – ды – ды - долетим мы до звезды
Ой – ой – ой - и вернемся мы домой.
Педагог: А у нас с вами две ракеты и нам надо их приготовить к старту. Мы знаем, что космонавты берут с собой очень много еды и вещей, так как приходиться им жить в космической ракете довольно долго. Но у космонавтов вся еда лежит в строй последовательности. И нам надо сложить продукты, так, чтобы все было в порядке, ничего не испортилось.
Я вам хочу загадать загадку – подсказку, чтобы вы смогли приготовить ракеты к старту
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Педагог: Буква С это домик для каких звуков?
Ребята, я думаю, вы догадались, как мы будем размещать продукты?
В синюю ракету мы будем загружать, где встречается согласный твердый звук [C], в зеленую – согласный мягкий звук [C’].
Посмотрите, а что это за окошки у наших ракет?
Дети: иллюминаторы
В верхний иллюминатор – слова, где звук стоит в начале слова, в средний иллюминатор – в середине слова,
нижний - в конце слова.
Сыр Селедка
Чеснок Консервы
Рис Лось
Педагог: Ну, что ракеты готовы? Да
Упражнение «Ракета» - на развитие общей моторики, координации речи с движениями
А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их
А потом руки вниз опускают руки
Раз, два, три, потянись. тянутся
Вот летит ракета ввысь! Бегут на месте
Педагог: Ребята, посмотрите в ваши иллюминаторы, чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы
(на отдельном столе разложены карточки большие, на другом маленькие предметы)
Игра «Большой – маленький» учить образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Какими станут эти предметы, если мы посмотрим на них из космоса? (Дети подбирают к картинке с большим предметом картинку с маленьким предметом и озвучивают)
Дом – домик, корабль – кораблик, воробей – воробушек, камень – камушек, дуб – дубок, гнездо – гнездышко, ведро – ведерко, гриб – грибок, куст – кустик, медведь – медвежонок.
(музыка «Сдуй звездочку»)
Педагог: Мы с вами уже далеко оторвались от Земли и летим в космическом пространстве. Давайте закроем глазки и представьте себе, что мы летим к звездам, и звезды спускаются к нам на ладошку.
Упражнение на дыхание «Сдуй звезду» - формирование воздушной струи
Нужно сдуть звезды с ладошки.
(сели на стульчики)
Педагог: Пока мы летим в космическое пространство, я хочу проверить вашу эрудицию, ведь космонавты, очень умные люди. Согласны вы со мной?
Игра «Какое слово отличается от других?» - развивать фонематические процессы, слуховое внимание.
(Слайд Астроном – Гастроном)
1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.
Какое слово лишнее?
Кто такой астроном?
Что такое гастроном?
(Слайд Спутник – путник)
2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.
Какое слово лишнее?
Кто такой путник?
Что такое спутник?
Педагог: Мы уже далеко от Земли. Посмотрите, как темно.
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Наши с вами глазки не привыкли к такой темноте, давайте, сделаем зарядку.
Слайд Мультимедийная зарядка для глаз «Космическое пространство»- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения
Педагог: Ребята, скажите, а что есть в нашем космическом пространстве?
(Слайд Солнечная система)
(звезды, солнце, планеты, кометы). А вы знаете, какие планеты в нашей Солнечной системе? Все планеты стоят в определенном порядке от Солнца на своей орбите.
(слайд метеоритный дождь)
Только вот беда прошел метеоритный дождь, и все наши планеты сошли со своих орбит. Но унывать не надо. Мы с вами не зря прилетели в космос и сейчас все с вами поправим. Сейчас вы, ребята, спасете Солнечную систему от катастрофы. Каждый из вас соберет свою планету.
Игра «Собери планету» - совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать связную речь, логическое мышление
Вам надо выделить первый звук в словах (картинках) и составить название планет, у каждого ребенка своя планета
Все названия планет собрали? А теперь нужно поселить каждую планету на свою орбиту. Но сначала мы должны узнать, на какой по счету орбите находятся данные планеты
Слайд Планеты крупным планом
Пальчиковая гимнастика «Звездочет» – развитие мелкой моторики
На луне жил звездочёт — «смотрят» в телескоп
Он планетам вёл учёт: показывать в небо рукой
Меркурий — раз, загибают пальцы на руках, с мизинца
Венера-два,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восемь — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон,
Кто не видит — выйди вон! сжимать, разжимать кулачки
Слайд Солнечная система
(вынести планшет «Солнечная система»)
Дети прикрепляют планеты на планшет
Педагог: Ребята, возвращайте свои планеты на свои орбиты. Скажите, а почему осталась эта желтая планета.
Дети: Это Луна, она не планета, а спутник Земли, она вращается не вокруг Солнца, а вокруг Земли.
Педагог: Давайте и Луну вернем на место, а не то на нашей планете, некому будет светить ночью.
(музыка «Зонт с планетами», вынести Зонт с Планетами)
Педагог: Молодцы, мы справились. Посмотрите, Космос подарил нам настоящую Солнечную систему, чтобы мы не забывали о нашем путешествии. Найдите свою планету, которую вы спасли.
Педагог: Ребята, ведь мы не зря полетели в космос. Мы с вами спасли нашу Солнечную систему. Я думаю нам пора возвращаться домой. Пока мы летим обратно на нашу Землю, давайте оставим в нашей памяти это бескрайнее космическое пространство.
Педагог: У меня для вас сюрприз, мы с вами нарисуем космические просторы, но не на бумаге, а в космическом песке, посмотрите сюда, это действительно песок с Луны, она подарила нам его, за то, что мы спасли космос
(музыка Песок)
Рисование песком – развитие мелкой моторики, воображения
Подведение итогов :
Педагог: Вам понравилось наше путешествие? Что мы сегодня делали?