Марина Керимова
Конспект занятия «Полет в космос»
Цель: развитие лексико-грамматической строя речи и связной речи детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• расширять представления детей о космосе;
• расширять словарь по теме (названия планет, метеорит, комета, звезда, созвездие, иллюминатор, космонавт, ракета, галактика, космический корабль);
• закреплять знания детей о речевых единицах (звуке и букве, слоге и слове
• закреплять навык чтения.
Коррекционно-развивающие:
• закреплять умение выделять лишний предмет, объясняя свое решение развернутым ответом (союз потому что);
Публикация «Конспект занятия „Полет в космос“» размещена в разделах
• закреплять умение подбирать однокоренные слова;
• закреплять умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными;
• закреплять умение употреблять косвенные падежи;
• развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память;
• развивать слуховое внимание;
• развивать общую мелкую моторику;
• развивать графические навыки, пространственные представления.
Коррекционно-воспитательные:
• Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
• создавать положительный эмоциональный настрой;
• воспитывать у детей любознательность к окружающему миру.
Оборудование:
Мультимедийных проектор, презентация, видеоролик "Вид из космоса", схема ракеты, счетные палочки, карточки "созвездия"(слова с пропущенными гласными буквами, карточки "Звездное небо" (с гласными и согласными буквами, цветные карандаши. мнемотаблица стихотворения «Космонавт», глобус, схема солнечной системы.
Ход ЗАНЯТИЯ
Логопед:Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет в космос. Но для начала скажите мне: кто летает в космос? (космонавты) Верно. Посмотрите, с какими космонавтами отправимся в космос мы. (презентация Бибэзяка)
А какими должны быть космонавты? (сильными, смелыми, храбрыми, внимательными, осторожными). Чтобы быть такими космонавтами нужно пройти спецподготовку. Вы готовы?.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким
В тёмном небе звёзды светят. Сжимают, разжимают кулачки.
Космонавт летит в ракете. Ладони соединены под острым углом.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит. Указательным и большим пальцем делают
«очки» возле глаз.
Видит сверху он поля, Загибают по одному пальцу.
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной. Ладонями изображают шар.
Дефектолог: Скажите, на каком транспорте мы можем отправиться в космический полет? (на ракете). Как можно по другому назвать. (космический корабль). Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен космический корабль.
-Ребята, давайте воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка. Выберите кто с кем будет строить ракету. Подберите схемы, материал, место для своего космодрома, и постройте свой корабль. (дети разбиваются на 3 группы и составляют из счетных палочек ракеты с опорой на схему -рисунок.)
- Молодцы все справились с заданием у всех получился космический корабль.
Логопед: Корабль построили. Без чего нельзя полететь в космос?
(ракеты, шлемов, горючего, баллонов с воздухом, еды, знаний)
-Но скажите, мы можем лететь в нашей одежде в космос? Почему? Что нам нужно? (для полета нам нужны специальные космические скафандры – костюмы космонавтов, которые шьют специально для каждого)
Физкультурная минутка
Логопед: Одеваем скафандры:
сначала натягиваем на правую ногу,
затем брючину на левую ногу,
одеваем правый рукав, левый.
Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем.
Занимаем свое космическое кресло,
пристегните ремни. (дети изображают движения космонавта)
Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск!
Логопед: Вот мы с вами на космическом корабле, а что у нас за бортом давайте посмотрим в окно. А кто мне может сказать, как называется окно в ракете? (иллюминатор)
– Слово очень трудное давайте повторим. Скажите это слово длинное или короткое? Сколько частей в слове? Как можно посчитать количество слогов (прохлопать, прошагать, отбарабанить). первый экипаж пусть прохлопает, второй- прошагает, третий - отбарабанит. Молодцы.
На экране мультимидийной установке мнемотаблица стихотворения «Космонавт»
Логопед читает стихотворение
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете…
День летит, и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной.
Шар земной – наш дом родной!
Дефектолог: Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар.
Посмотрите вот так выглядит наша планета из космоса. (Показ видеоролика "Вид из космоса)
Д/И «Назови признаки»
– А планета - Земля, какая? (круглая, красивая, голубая, маленькая)
- Перед вами глобус – это модель нашей Земли (показ глобуса) .
- Как вы думаете синим цветом на ней что обозначено? (вода – моря, океаны.)
- Зеленым – леса, луга, а коричневым – суша, земля, горы.)
-Ребята, а кроме нашей Земли какие еще есть планеты?.
(Считалка) дети называют 8 планет) Посмотрите на экран. Это солнечная система, каждая из этих планет движется вокруг солнца по своей орбите, т. е. по своему кругу. (на экране схема солнечной системы).
– А кроме планет, что мы можем увидеть еще в иллюминатор? (Луну, Солнце, звезды).
Логопед: Угадайте мою загадку: – Рассыпался горох на тысячу дорог?» (звезды)
Дефектолог:- Говорят, что звезды очень трудно считать, давайте проверим это – посчитаем их!
Д. И. «Веселый счет» отсчитать звезду (одна желтая (синяя)звезда, две звезды… 5звезд.)
Логопед: Как называется группа звезд (созвездие)
-Какие созвездия вы знаете?
-Вот посмотрите какие созвездия еще есть в нашей галактике. Но вот беда прочитать название очень трудно, некоторые буквы запорошила космическая пыль. Помогите мне вставить пропущенные буквы и прочитать название созвездий. Дети на карточках с изображением созвездий вписывают пропущенные буквы (рАк, Овен, кИт, усложнение рЫбЫ, зАяц).
Д. И. «Найди слова-родственники»
- Куда летают ракеты? (Космос)
- Кто летает в космос? (космонавты)
- Какое они совершают путешествие? (космическое)
- На чем летают космонавты в космосе? (космических ракетах)
Д. И. "Подбери слово"
- А что ещё может быть космическим? (еда, пыль, спутник, корабль)
- Чем отличаются предметы находящиеся в космосе от земных? (предметы в космосе летают если их не пристегнуть, становятся невесомыми).
- Вспомните, что такое НЕВЕСОМОСТЬ?
- Невесомость состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит)
Упражнение на дыхание.
Представим себе невесомость на примере пушинок. Давайте подуем на них, пушинки лёгкие, летают. И предметы в космосе начинают летать, если их не закрепить.
Дефектолог: Релаксация – физминутка (включ. космическая мелодия)
Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скорость. У вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы и вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте встанем и испытаем это состояние. Мы в невесомости!
– В невесомости плывем
– Мы под самым потолком. (дети расходятся и стоят на одной ноге, делают медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги).
Логопед: Экипажи займите свои места. На корабле перегруз!
Д. И. "Уберите лишнее!" (в конверте картинки. Из них одна лишняя, которая не имеет отношения к космосу)
- Ну что, посмотрим, что же лишнее? Скафандр, барабан, ракета или звезда? (Барабан) Верно. (Аналогично еще 2 ряда картинок) Молодцы!
Дефектолог: Посмотрите кто это? Это инопланетяне. Они расстроены. Хотят быть разноцветными. Мы должны помочь им. Цветные фигуры помогут нам в этом. (Составляют фигуры инопланетян из цветных геометрических фигур.)
А теперь посчитайте, сколько всего овалов? Треугольников? Прямоугольников? Квадратов? Молодцы! Правильно.
Звучит музыка «Земля в иллюминаторе»
Логопед: Возвращаться нам пора,
По местам мои друзья!
Приготовились к спуску на Землю. Фиксируем приземление.
Отстегнуть ремни!
- Есть отстегнуть ремни!
В: Открыть люки!
- Есть открыть люки.
Логопед: Из полета возвратились
И на Землю приземлились.
Дефектолог: Понравился вам нам полет в космос? Давайте вспомним, какие планеты видели? Какие задания выполняли? Что именно вам понравилось?. (ответы детей)
- Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание и оно обязательно сбудется! Удачи вам!