Адрова Наталья
Показатели успешности социального развития дошкольника в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко МИ. Смирновой Е. О., Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка: умение ребенка войти в детское общество : умение ребенка действовать совместно с другими; умение следовать и уступать общественным нормам; умение ребенка контролировать свои желания и др.
Публикация «Показатели успешности социального развития дошкольника в детском саду» размещена в разделах
Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема социального развития детей с ОВЗ является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей. Ребенку с абсолютно любым ограничением по здоровью так же, как и всем «обычным» детям, хочется тепла, любви и заботы. Это обеспечивает семья, а в дальнейшем те социальные институты, в которые попадает ребенок. Первым из таких институтов выступает детский сад, который по праву считается вторым домом, второй семьей ребенка. Ребенок с ОВЗ нуждается в мобилизации всех образовательных ресурсов и педагогических кадров. Для успешной работы в ДОУ должна быть создана система работы по направлениям:
- уточнение представления и понимания инклюзивного образования, его отличий от традиционного образования;
- повышение знаний о психологических закономерностях развития особых детей;
- изучение методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
-реализация различных способов взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями).
Работа должна осуществляться, соблюдая следующие принципы инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Целью данного направления работы является обеспечение оптимального вхождения детей в социум.
Процесс адаптации и социализации таких детей во многом зависит от того, как мы, воспитатели, сумеем понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Дети совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию, это и дети-инвалиды с разными, порой сложными дефектами в развитии. Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. В этой работе нет мелочей. Важен правильный подбор методов и приёмов адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных программ, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
В ходе педагогической деятельности одна из главных задач - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений посредством детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников группы. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностя-ми заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы по-ведения необходимые для жизни в обществе.