наталья немкова
Поисково-экспериментальная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно.
Публикация «Поисково-экспериментальная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». (Китайская мудрость). Вот на этом принципе и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети очень любознательны, наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы, совершают свои открытия.
Организуя исследования, я поставила цель – помочь ребёнку познать свойства разных предметов окружающего мира доступными его пониманию способами, средствами.
Основными целями моей работы являются:
- обогащение личного опыта ребёнка;
- расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;
- установление причинно- следственных связей;
- развитие коммуникативных навыков и любознательности.
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Для реализации этих целей были поставлены следующие задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр — экспериментов: увеличительное стекло, весы, линейка, сантиметровая лента, микроскоп, бинокль.
3. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
4. Социально- личностное развитие ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе были созданы оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей:
- создан и оснащен уголок «Лаборатория занимательных наук»;
- разработан перспективный план исследовательской работы на год;
- подобраны алгоритмы и схемы проведения опытов
- привлекать родителей к исследовательским детским проектам, проводить консультации по созданиям условий для экспериментирования в домашних условиях, в которой и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций; формирование умения комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя-куклы «Почемучки». На этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
При организации детской исследовательской деятельности соблюдала определё нные правила:
Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
Не сдерживать инициативу детей;
Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
Не спешить с вынесением оценочных суждений;
Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний, прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
Экспериментальная деятельность используется нами на занятиях, в совместной с воспитателем деятельности, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.
Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Наблюдая за объектами неживой природы, знакомили детей со свойствами воздуха, воды, их ролью в природе и жизни человека. Подвели к пониманию опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого. Много интересных опытов проводили с воздухом и водой на занятиях «Куда же делись соль и сахар», «У воды нет вкуса и запаха», «Можно ли увидеть воздух?», такие опыты как: «Отдели соль от перца», «Прыгающая бумага» позволили познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность.
2. Живая природа: знакомили детей с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон, многообразием живых организмов и их приспособленностью к окружающей среде.
Планируем провести с детьми цикл опытов: «установление способности растения к поиску света», «наблюдение за ростом корней», «всасывание воды».
Совместно с детьми ежегодно оформляем огород на подоконнике. Дети принимают активное участие в посадке семян. Дежурные в уголке природы фиксировали появление всходов в дневнике наблюдений.
Результаты наблюдений дети фиксировали в своих дневниках наблюдений.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждали родителей в необходимости повседневного поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Дети моей группы выступали с опытами на районной конференции по поисково-экспериментальной деятельности в секции «Химики и физики». Нами были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например, «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода); была показана видео презентация «Маленькие исследователи», где дети самостоятельно провели опыты с водой («Тонет-не тонет», «Лава в стакане») и сделали вывод.
Конечно, проводя такие занятия, сталкиваешься с трудностями: много времени тратиться на зарисовки исследования. Но по мере участия в занятиях, потребность в этом у них возрастает, а вместе с ней растёт и мастерство символического изображения фиксируемых идей.
В результате нашей работы, мы отмечаем, что дети проявляют интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в «Детской научной лаборатории» (весы, лупа, микроскоп, песок, камни и пр.). Во время опытов выполняют инструкции педагога, использует схемы для проведения самостоятельных опытов, отражают опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности.