ЕКАТЕРИНА ГНОТ
Предупреждение о нарушении слоговой структуры слова у детей «Поиграем все узнаем — слоговая структура речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение о нарушении слоговой структуры слова у детей
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
Публикация «Предупреждение о нарушении слоговой структуры слова у детей „Поиграем все узнаем — слоговая структура речи“» размещена в разделах
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.
1. Нарушение количества слогов (элизия – сокращение (пропуск) слогов: моток-молоток; итерации – увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава-трава).
2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот).
3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон).
4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан).
5. Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама).
6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница).
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
1. Для развития слуховой памяти:
o «Где позвонили?»
o «Узнай музыкальный инструмент»
2. Слухового внимания:
o «Сколько раз ударили в барабан?»
o «Кто позвал»
3. Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным).
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона:
o «Веселые инструменты»: Берется музыкальный инструмент и задает ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу
o «Передай привет»: Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе
4. Упражнения на развитие координации рук:
o «Делай как я»: Воспроизведение серий движений руками – ногами
o «Движения животных»: Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка – вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)
5. Графические упражнения:
o «Продолжи строчку»
o «Выложи орнамент»
o «Укрась тарелочку»
o «Что следующее»
o «Собери бусы»
6. Артикуляционная гимнастика:
o «Весёлый язычок»
7. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок – «Репка», «Теремок»
8. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова:
o «Паровозик»: Выделять последний звук и подбирать на него следующее слово – вагончик
o «Подбери слово»: Подбираем слова на заданный звук, слог
9. Игры, направленные на формирование чувства рифмы:
o «Доскажи словечко»: Отрывки из детских стихов
o «Подбери рифму»: Ложка-кошка, танки-санки
___
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ «ПОИГРАЮ, ВСЕ УЗНАЮ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ (5-7 ЛЕТ).
[/i]
ОБЩЯЯ ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
ДИ «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Развитие речи. Развитие зрительной памяти. Правильное произношение слогов.
Ход: Ведущей (глядя на карточки) называет первый слог задуманного слова, игрок должен догадаться, какое слово задумано, или предложить свое. Можно предложить выложить слово из слогов, также предложить проговаривать используемые слоги.
Если играющий еще не умеет самостоятельно составлять слова, предложите ему выложить слова по карточкам, также проговаривая вместе с воспитателем слоги из которых состоит слово.
ДИ «Найди отгадку»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Правильное произношение слогов. Развитие зрительной памяти.
Ход: Ведущей читает загадку, игрок должен назвать отгадку, найти подходящую карточку к отгадке, при этом проговаривая ответ. Также можно предложить играющему проговорить стишки (потешки) на закрепления произношения слогов. Еще можно предложить ребенку найти и выложить подходящий слог изображённый на карточки, или по этим карточкам можно предложить ребенку посчитать количество слогов в слове, изображённом на картинке. И выложить слово при помощи слогов.
ДИ «Говорящая картинка»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Развитие речи. Правильное произношение слогов. Развитие зрительной памяти. Умение собирать разрезную картинку.
Ход: Предложить играющему собрать разрезные картинки. Попросить ребенка проговаривать слоги в полученной картинке.
Также предложить посчитать количество слогов в слове, которое получилось.
ДИ «Лото»
Цель: Правильное произношение слогов. Развитие зрительной памяти.
Ход: Выбрать ведущего, раздать игровое поле, Ведущей берет волшебный мешочек, в котором лежат карточки со слогами. Он называет (или показывает с называнием) тот, кто первый найдет этот слог у себя на поле, забирает карточку себе, кладет на такой же слог на поле, тот, кто первый закроет все поле (или все поля, можно раздавать по несколько сразу, тот выигрывает.
ДИ «Найди свой домик»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Правильное произношение слогов. Развитие зрительной памяти. Формировать словообразование в уменьшительно-ласкательную форму.
Ход: Предложить играющему рассмотреть карточки, после чего, разложить их в домики по слогам (домики на поле, в них цифры 1-4, что означает количество слогов). Предложить проговаривать слова на карточках и слоги.
Если ребенок уже хорошо умеет считать слоги в слове, предложить ему, словообразование в уменьшительно-ласкательную форму.