Галина Колданина
«Подготовка детей к школе» (Коррекционно-развивающее занятие)
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители считают, что готовность к обучению сводится к умению читать и писать. А что подразумевают под понятием психологическая готовность к школьному обучению специалисты? Самый очевидный компонент готовности к школьному обучению – уровень умственного развития. Умственная готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, наличия у ребенка достаточного кругозора знаний и представлений об окружающем его мире, способность наблюдать, анализировать и понимать причинно-следственные связи в нем, обобщать понятия и выделять существенные стороны предметов и явлений, сравнивать их между собой, т. е. умение интересоваться, думать и понимать. В 5-6 лет у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение принимать учебное задание, анализировать его условия и целенаправленно выполнять в течение 10-15 минут, удерживая инструкцию и не отвлекаясь на случайные стимулы и ассоциации. Опираясь на эти особенности детского развития, я провела коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе детского сада.
Публикация «„Подготовка детей к школе“ (Коррекционно-развивающее занятие)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Предварительная работа.
С детьми закрепляла названия дней недели, названия птиц, закрепляла правописание букв и цифр, дети учили стихи про буквы.
Дата проведения занятия.
Ноябрь 2013года.
Материалы и оборудование.
Игрушечный медвежонок, сундучок, «золотые ключи», плакат с изображением «Стра-фи-пи-цы», мяч, буквы «ш», «к», «о», «л», «а», карточки с цифрами от 1 до 9, листы с заданием, цветные карандаши.
Программное содержание.
1. Расширять кругозор детей, их общую осведомленность.
2. Развивать у детей слуховую и зрительную память.
3. Формировать словесно-логическое мышление.
4. Развивать воображение.
5. Развивать речь детей (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связанной речи).
6. Совершенствование навыков счета.
7. Закрепление названия цветов.
8. Закрепление правописания букв.
9. Закрепление у детей умения ориентироваться на листе бумаги (право-лево, верх-низ).
10. Закрепление распознавания геометрических фигур.
Задачи, выполняемые на занятии.
1. Образовательная.
Формирование у детей так называемых школьных навыков.
2. Развивающая.
Развитие у детей психических процессов, необходимых для начала успешного школьного обучения.
3. Воспитательная.
Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Ход занятия.
Психолог:
- Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас на нашем занятии. Вас ожидает много заданий, задания будут трудные, но интересные. За каждый правильный ответ вы получите «золотой ключ». В конце занятия вас ожидает сладкий сюрприз – он находится в сундучке.
Открыть его вы сможете, если соберете все «ключи». К нам на занятие пришел медвеженок. Давайте скажем медвеженку и друг другу ласковые слова.
Дети говорят ласковые слова.
Психолог:
- Молодцы ребята.
А теперь первое задание. Я буду читать вам стихотворение «Небылицы», а вы при перечислении событий загибайте поочередно пальцы на руках. За правильно выполненное задание вы получите первый «ключ».
Спит в речушке рыболов.
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят валов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Тут луна нам утром светит.
И конфет не любят дети!
Сколько пальцев вы загнули? (десять). Молодцы ребята, вы получаете первый «ключ».
Задание второе – «Поиграем в сказку».
Психолог:
- Я зачитываю отрывок из сказки, а вы должны вспомнить ее название.
1. «Выйдет, бывало, она в поле, обнимет свою рябую коровку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать». («Хаврошечка»).
2. «Потрепала его ворона за ушки и говорит: «Смотри, больше не хвастай!». Испугался он и обещал больше не хвастать». («Заяц-Хвастун»).
3. «Ладно, ладно побегу. Вашим детям помогу. Только где же вы живете? На горе или в болоте?» («Айболит»).
- Молодцы, вы правильно выполнили задание и получаете «ключ».
Задание третье – математическое.
Психолог:
- Ребята, я сейчас вам раздам карточки с цифрами (от 1 до 9, вы должны посмотреть на цифру, которая вам досталась и назвать ее соседей. (ребенку досталась цифра 8, он называет цифры 7 и 9).
- Молодцы ребята, вы получаете еще один «ключ».
Задание четвертое – «Угадай-ка!»
Психолог:
- Ребята, давайте с вами вспомним названия птиц. К нам на занятие пришла необычная птица.
Перед вами чудо-птица
По прозванью «стра-фи-пи-ца».
У нее забавный вид.
Страфипица говорит:
«Мой прапрадед жил в пустыне.
Мой отец - ночной пират.
Мама плавает на льдине.
Дед глотает лягушат.
Определите по описаниям в стихотворении, по внешнему виду страфипицы, по названию нашей гостьи, какие птицы ее родственники.
(Примерные рассуждения детей : «Первый слог в слове «Страфипица» - «стра».С него же начинается слово «страус», значит, прапрадед страфипицы – страус. Вот и шея у нашей гостьи как у страуса и т. д.)
Психолог:
- Ребята за правильно выполненное задание (вы отгадали названия птиц, скрывающиеся в названии страфипица) вы получаете четвертый «ключ».
- Ребята, вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Лови, бросай, дни недели называй».
Психолог:
- Ребята, вставайте вокруг меня, я бросаю вам мяч и задаю вопрос. Ответив мне, вы возвращаете мяч. Играем. «Назови первый день недели, третий, пятый. Какой день недели следует за шестым? Какой день недели сегодня? Какой день недели будет завтра?». Мы с вами поиграли, за правильные ответы вы получаете еще один «ключ». Садитесь, пожалуйста, за столы.
Задание пятое – «Раздели слова на слоги».
Психолог:
- Ребята, я сейчас хлопками разделю слово «крокодил». Слушайте: «кро – ко – дил». Прохлопайте, пожалуйста, слово «подушка», «груша», «атаман», «машина», «оконо» и слово «берег». За правильные ответы вы получаете «ключ»
Задание шестое – «Прочитай слово»
Психолог:
- Ребята, ваши товарищи выучили стихи про буквы, из этих букв можно составить слово. Что за слово получится, вы сейчас отгадаете. Дети читают стихи.
1-й ребенок.
Буква «Ш» из слова «ШУТКА»
Захотела погулять,
А без «Ш» смешная «УТКА»
Побежала в пруд нырять.
2-й ребенок.
Ай-да клоун, знаешь, кто он?
Этот клоун буква «К».
Колпачок наденет клоун
И посмотрит с высока.
3-й ребенок.
В старом дереве дупло,
Ну совсем как буква «О».
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
4-й ребенок.
Ладная крыша вышла у дома –
Палочек пара – и крыша готова.
Словно ладошки сложили углом,
«Л» эту букву мы назовем.
5-й ребенок.
Вот буква вроде шалаша –
Неправда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
«А» начинает алфавит.
Психолог:
- Какое слово получилось из тех букв, о которых вы рассказали стихи?
Молодцы, правильно, это слово «ШКОЛА». Вы получаете еще один «ключ».
Переходим ко второй части нашего занятия, она будет не менее интересной, чем первая.
Будем выполнять задание седьмое, оно будет на листах.
1. Первое задание: дорисуйте, пожалуйста, бабочек.
2. Второе задание: раскрасьте цветок справа красным цветом, а слева – желтым.
КАНРАКДМЛА
ПРАЛАКЮНБАУ
ЛАТМЛМАКДА
3. Задание третье: среди множества букв зачеркните только букву «А».
4. Задание четвертое: «над» треугольником нарисуйте солнышко, а «под» треугольником цветок или травку.
Психолог:
- Молодцы ребята! С этим заданием вы тоже справились великолепно, получите восьмой «ключ».
Задание восьмое – «Говори наоборот»
Психолог:
- Узнали много слов смешных
И много всяких всячин.
Если вы запомнили их –
Не зря ваш день потрачен.
И вот последняя игра –
Прощаться нам уже пора.
И нам с вами пришел черед
Сыграть в игру «наоборот».
Скажу я слово «далеко»,
А вы ответите «близко».
Скажу я слово «высоко»,
А вы ответите «низко».
Скажу я слово «потолок»,
А вы ответите «пол»,
Скажу я слово «потерял»,
А вы ответите «нашел».
Скажу вам я слово «трус»,
А вы ответите «храбрец».
Скажу «начало» я вам,
Ну, отвечаете! «конец»!
Психолог:
- И с этим заданием вы справились на отлично, получите последний девятый «ключ».
Вы собрали девять «ключей», теперь мы можем открыть сундучок.
Смотрите, ребята, в сундучке вас ждет сладкий сюрприз. Наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, чем мы занимались на занятии.
- Я вас очень люблю!
Список литературы:
1. Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. Владос, 2001.
2. О. А. Дробинская. Скоро в школу. – М. Школьная Пресса, 2005.
3. Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова. Экспресс-диагностика готовности к школе. – М. Генезис, 2003.