Сычёва Ольга Валерьевна
Подготовка детей к школе с помощью педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.
Подготовка к школе – организация образовательной работы в ДОУ, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов, для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.
Темочки:
Школьная готовность – это результат многогранного развития личности. В дошкольной педагогике рассматривается в двух направлениях – общая и специальная готовность.
Специальная готовность к школе – определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений, навыков, которые необходимы для изучения школьных предметов.
Общая готовность к школе – выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня физического, психического, умственного, нравственного, волевого, коммуникативного, эстетического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения.
Понятие психологической готовности к школе – вид готовности, включаемый в состав общей готовности.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.
О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют :
• учебная мотивация ребенка (хочет идти в
школу; понимает важность и необходимость
учения; проявляет выраженный интерес к
получению новых знаний);
• умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
• развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
• пространственная организация, координация движений ( умение правильно определять: выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
• координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь
простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии;
• развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
• развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
• развитие произвольной памяти ( способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).
Мотивы учения.
Первая группа: социальные мотивы
Вторая группа: учебно-познавательные мотивы
Третья группа: оценочные мотивы
Четвертая группа: позиционные мотивы
Пятая группа: внешние мотивы, не связанные со школой
Шестая группа: игровой мотив
Цель ДОУ - содействовать становлению ребенка как личности, успешно подготовить ребенка к обучению в школе.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно- образовательном процессе - «Я сам учусь, а не меня учат!» и отношение к ребенку взрослых - «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Современные педагогические образовательные технологии :
• информационно-коммуникационные
технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио педагога и ребенка;
• технология исследовательской
деятельности;
• технологии проектной деятельности;
• здоровьесберегающие технологии;
• игровые технологии;
• технология «ТРИЗ»;
• технология развивающего обучения;
• сайтостроение.
При грамотном использовании ИКТ, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Они способствуют подготовке детей к школе и повышают мотивацию к обучению.
Длительность работы с компьютером, мультимедийным и интерактивным оборудованием:
• Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут.
Периодичность:
Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг, 10 – 15 минут. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.
ИКТ позволяют:
• показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;
• в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал;
• привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
• способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
• поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.