Наталья Павлова
Консультация для родителей «Подготовка детей к периоду адаптации к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для родителей
«Подготовка детей
к периоду адаптации к ДОУ».
Рекомендации педагога-психолога
Павловой Н. Е.
Адаптация - это приспособление человека к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка - детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей к периоду адаптации к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Цель адаптационного периода - благоприятное приспособление малыша к новым условиям его жизни.
Адаптация детей к ДОУ пройдёт более успешно и ровно, если заранее подготовиться к этому периоду.
Для этого придерживайтесь некоторых правил:
1. Режим. Постарайтесь уже сейчас выстраивать дома такой же режим дня, как и в детском саду – ранний подъём, зарядка, завтрак, прогулка и т. д. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, а в детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
2. Питание. Важно познакомить детей с блюдами, которые есть в детском саду. В рацион питания входят молочные каши, запеканки, разнообразные супы и т. д.
3. Навыки самообслуживания. Отсутствие навыков самообслуживания сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
4. Ритуал прощания. Придумайте для своего ребёнка какой-нибудь ритуал прощания. Это может быть поцелуй, обнимание, держание рука в руке и т. д., после которого Вы с малышом расстаётесь. Главное в период адаптации сократить прощание с ребёнком – переодели, попрощались и заводите в группу.
Уже сейчас убираем памперсы и бутылочки.
Отучаем ребёнка от груди!
Чего нельзя делать ни в коем случае:
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка:
• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ;
• в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день;
• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ;
• желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром;
• в выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности;
С какими трудностями приходится сталкиваться малышу при адаптации к ДОУ?
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более успешно.