Татьяна Елкова
Подготовка детей дошкольного возраста с ОВЗ к овладению навыками письма
▼ Скачать + Заказать документы
«Подготовка детей дошкольного возраста с ОВЗ к овладению
навыками письма».
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками письма. А это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение, на нем практически строится все дальнейшее обучение. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных. Одной из важных составляющих готовности к письму является наличие у ребенка развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также формирование базовых графических умений и навыков.
Публикация «Подготовка детей дошкольного возраста с ОВЗ к овладению навыками письма» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заметно отстают от возрастной нормы. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание к детям с ОВЗ. Если до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить эффективную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимых для успешного обучения в 1 классе, снизит психологическую нагрузку ребенка при поступлении в школу.
Проанализировав и обобщив теоретический и практический опыт отечественных исследователей, были выделены следующие трудности при обучении письму в начальных классах.
1. Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запо-минания конфигурации графического элемента)
2. Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента
3. Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)
4. Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо)
5. Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы «в-д», пишет «лишние элементы» : «и-ш», «л-м» или, наоборот, недописывает
6. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор)
7. Сильный нажим, тремор
8. Ошибки при письме :» пропуски согласных и гласных букв (определенного характера)
9. Замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т. д.) • недописывание букв, слогов
10. Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку - не разделяет предложения и т. п.)
11. Ухудшение почерка, пропуски, замены и т. п. при письме под диктовку
12. Ухудшение почерка, замены и т. п. при списывании
13. Очень медленный темп письма
Учитывая структуру письма и трудности, возникающие при обучении письму в начальных классах, на основании работ А. Н. Корнева, А. Э. Симоновского, Е. Н. Соколовой, Т. А. Ткаченко, Е. А. Кинаш, было выделено пять блоков деятельности, направленных на подготовку детей дошкольного возраста к овладению навыка письма.
1. Развитие координации движений
2. Развитие мелкой моторики
3. Формирование пространственных представлений
4. Развитие психологического базиса.
5. Формирование базовых графических навыков
1 блок. Развитие координации движений.
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т. п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки, двигательные действия (письмо).
Особенно важно развитие двигательной сферы для детей с нарушением речи, у которых наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность двигательных актов, несогласованность работы рук, скованность движений, недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений. Для таких детей целенаправленное развитие двигательной сферы является коррекционной задачей.
В блоке «Развитие координации движений» включены следующие виды двигательной активности:
• упражнения с мячом,
• подпрыгивание (подскоки)
• подвижные игры.
• Упражнения с мячом развивают у детей внимание, ловкость, координацию, реакцию на предмет, чувство ритма.
• Подпрыгивание и подскоки относятся к ритмично согласованным физическим упражнениям, развивающие у детей скорость, силу, ловкость, координационные способности, ориентировку в пространстве, глазомер, для их выполнения требуются определенный уровень напряжения психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, представлений воображения.
• Подвижные игры и игра в целом – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Применение игры способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.
2 блок. Развитие мелкой моторики.
• Одним из составляющих компонентов письма является подготовленная рука ребенка. Однако рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не законченно окостенение запястья и фаланг пальцев. Как и весь организм, рука находится в стадии интенсивного развития.
• Приемы для развития мелкой моторики могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными (пальчиковая гимнастика, работа с ножницами, лепка, шнуровка, плетение, конструирование из бумаги и т. д.)
3 блок. Пространственные представления.
• У детей, испытывающих трудности в ориентировке в пространстве, в различении левой и правой сторон пространства, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительных образов букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению).
• В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится: ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоя-щего напротив.
• Дети учатся определять пространственные соотношения между 2—3 предметами или изображениями, копировать нарисованные фигуры разной степени сложности, выполнять графические диктанты.
• Методика “Графический диктант” была предложена Д. Б. Элькониным. Графические диктанты развивают мелкие мышцы руки, слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. При проведении формируются умения детей действовать по правилу, организованно, самостоятельно.
• Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия.
• Развитие слухомоторной координации и чувства ритма.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире. В процессе восприятия человек не только проводит анализ и синтез сложных звуковых явлений, но и определяет их значение. Слуховое восприятие направлено на формирование фонематической (звуковой) дифференцировки и способности к сознательному слухоречевому контролю.
Система фонем (от греч. phone — звук) — это тоже сенсорные эталоны, без овладения которыми невозможно овладение смысловой стороной языка, а значит, и регулятивной функцией речи. Таким образом, игры и упражнения должны быть направлены на:
1) выработку неречевых слуховых образов и слуховых образов слов;
2) развитие слухомоторных координаций.
Наряду со слуховым и двигательным анализаторами немаловажная роль в акте подражания речевым звукам принадлежит зрительному анализатору.
Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют эффективность формирования навыков письма. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. Отметим, что полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах.
Письмо — процесс, тесно связанный с ритмом. Чувство ритма интенсивно развивается именно в дошкольном возрасте. Поэтому до поступления в школу необходимо: учить ребенка слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный); учить фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.
5 блок. Формирование базовых графических навыков.
Формирование графических навыков начинается с рисования. В процессе рисования у детей развиваются общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно захватывать орудие письма. Учатся рисовать линии короткие и длинные, прямые и волнистые (дорожки, спиралевидные и круговые (клубки). Учатся рисовать неправильной формы круги, квадраты, прямоугольники, овалы, превращать их в предметы и составлять сюжет. С возрастом дети усложняют свой рисунок количеством деталей и элементов.
Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Но надо помнить правила:
• сидеть прямо;
• придерживать бумагу рукой, свободной от рисования;
• локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.
Графические упражнения включают следующую деятельность:
• штриховка (короткие частые штрихи, длинные параллельные отрезки, центрическая штриховка, штриховка с возвратом);
• работа с трафаретами;
• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
• дорисовка (по принципу симметрии);
• рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги;
• копирование узоров;
• работа с клеткой.
При работе с клеткой ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает. У ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие.
Осуществлялось сотрудничество с родителями, так как эффективность и результативность деятельности напрямую зависит от степени компетентности и вовлеченности родителей в педагогический процесс. В работе с семьёй педагог ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, оказание помощи в формировании правильного подхода к ребенку при подготовке его к школе.
Формы работы с родителями:
• беседы;
• индивидуальные и групповые консультации (1 раз в месяц);
• открытые занятия (2-3 занятия в год);
• визуальные средства информации (информационный стенд; подборка текстовых консультаций).
Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с ОВЗ – одно из важнейших направлений работы при подготовке ребенка к школе.