Татьяна Пуклич
Конспект занятия «Почему мы болеем»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-обобщить полученные знания;
-информировать детей о способах укрепления здоровья, о значении сна для нормального функционирования организма;
-воспитывать желание заниматься укреплением здоровья.
Материалы: плакат с картинками (или отдельные картинки, на которых изображено неправильное поведение детей в различное время года (приложение 5).
Ход занятия.
Организационный момент.
Упражнение «Гора» (для осанки).
Темочки:
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! - решили они. - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно - сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь, улыбнитесь друг другу. Молодцы!
Работа по теме. Мы с вами познакомились со строением нашего организма, говорили об основных условиях сохранения здоровья человека. А теперь, давайте попробуем разобраться в вопросе: почему же человек болеет? Поможет нам в этом герой книги А. К. Лаптева «Тайна пирамиды здоровья» - муравей по имени Свати. Послушайте!
Свати, мудрый муравей,
Со Звезды пришел своей.
Мудрый, мудрый муравей,
Научи ты нас, людей.
Ты пришел издалека
Сквозь туманы и века.
Научи нас, как нам быть,
Чтоб сто лет нам всем прожить?
Хорошо. Я помогу,
Но сначала в лес пойду.
Я узнаю у зверей,
Что нам сделать для людей.
Звери долго все живут,
Не болеют и не лгут,
Все они помочь готовы.
Только стоит захотеть.
Все узнать и не болеть!
- Что же ответили муравью растения и животные?
По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость - это особая мудрость и болезни ее боятся. Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость - это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.
Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми. Дикий кот считает, что человек часто бывает, неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью. Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.
- Какие же причины болезни людей назвали растения и животные (роза, пальма, тигр, дикий кот, кабан? Назовите их.
- Что еще в поведении и привычках людей может служить причиной болезни? (простуда, неправильное питание, нарушение правил гигиены, неосторожность в быту).
- От кого зависит здоровье человека?
Повторение мудрых слов: «Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам».
Проблемная ситуация: иногда можно встретить человека, который здоров (нет температуры, ничего не болит, но в тоже время выглядит как -будто больным. Почему? (Необходимо подвести детей к правильному ответу – человек плохо спал или спал, но очень мало).
- Сон нужен и животным и человеку. Как спят животные? (Медведи, барсуки спят всю зиму. Летучие мыши спят днем, причем так, как никто не спит: вниз головой).
- А как спят лошади, кошки, рыбки? Почему?
- Как спит человек?
- Кому сколько надо спать?
Анализ стихотворения С. Михалкова «Не спать».
Я ненавижу слово «спать»!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»
Нет, я не спорю, я не злюсь –
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь.
Когда напьюсь – тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду,
Я раздеваюсь полчаса,
И где-то в полусне
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов.
И папа маме говорит:
«Смотри, смотри, он сидя спит!»
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час, хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда)
Всю ночь совсем не спать!
- Кто из вас ложится спать, как герой стихотворения?
- Почему он заснул сидя?
- Действительно ли иногда можно совсем не спать и это не повредит здоровью?
- Что чувствует человек, когда плохо спал? (Он вялый, рассеянный, раздражительный).
Потребность во сне у людей различная в разном возрасте. Детям 6-9 лет рекомендуется спать 11-11,5 часов, ложиться спать в 21 час. Но главное – самочувствие: если человек встает после сна бодрым, не испытывает сонливости, значит продолжительность сна достаточная. Человек спит треть жизни, около 25 лет!
- Почему иногда говорят : «Сон – лучшее лекарство для человека»?
Игра «Плохо – хорошо» (по гигиене сна).
Хорошо:
1. Мыть ноги, руки, принимать душ.
2. Чистить зубы.
3. Гулять на свежем воздухе.
4. Спать на жесткой постели на спине.
5. Проветривать комнату.
- Снятся ли вам неприятные сны?
- Как вы думаете, почему?
Плохо:
1. Перед сном много пить и есть.
2. Смотреть страшные фильмы.
3. Слушать громкую музыку.
4. Физически напрягаться.
5. Играть в шумные игры.
Физкультминутка. «Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы заданья,
Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот Повороты корпусом
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! Приседания
И в последний раз присели,
А теперь за стол мы сели. Дети садятся на свои места
- Поговорим о других причинах плохого самочувствия. Я читаю четверостишье, ваша задача объяснить по каким причинам с нашими героями могли произойти подобные ситуации.
• У курицы нынче болит голова:
Вчера позвала ее в гости сова,
Они прогуляли всю ночь напролет,
А днем наша курица носом клюет.
• Лиса захотела поесть вечерком,
В курятник она пробиралась тайком,
Но пес в темноте на лисицу напал,
И вмиг аппетит у плутовки пропал.
• Из речки водички попил крокодил
И вместе с водичкой бревно проглотил.
Не видит от боли ни ночи, ни дня
И просит, и молит: «Спасите меня!»
• Вздыхает мартышка: «Какая судьба!
Я, кажется, стала глазами слаба
Беру я из хлебницы белый батон
И сразу же черным становится он!»
«Почему заболели ребята?»
Внимательно посмотри на картинки (приложение 5) и ответь на вопрос: «Почему заболел каждый из ребят?»
- Получается, что в каждое время года, есть свои особенности в поведении на улице, о которых не стоит забывать.
Вывод. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
«Сказка о микробах».
Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хо-рошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
- Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?
- Что помогает нам победить микробов? (Вода)
С водой надо дружить. Вода - доктор. Без воды не может жить человек.
- Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?
- Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце)
- Да, Вода и Мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
- Когда следует мыть руки?
- Как надо правильно мыть руки?
Сильно намочите руки. Пользуйтесь мылом. Намыливайте руки с обеих сторон. Намыливайте руки между пальцев и полощите руки чистой водой. Вытирайте руки насухо полотенцем. Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.
Советы доктора Воды:
• Каждую неделю мой тело горячей водой с мылом.
• Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
• Каждый день мой ноги и руки перед сном.
• Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
• Закаляйся (обтирания, душ).
Помните, мы говорили о природном скафандре человека? Как он называется? (Кожа). Верно, так, вот по уходу за кожей, тоже есть основные правила. Вот они:
1. Нужно каждый день ополаскиваться тёплой водой, регулярно мыться с мылом и мочалкой.
2. Если кожа у тебя чешется или ты поранился, ушибся, обязательно скажи об этом родителям.
3. Не играй со спичками и с огнём, иначе ты можешь сильно обжечься.
4. В холодную погоду защищай кожу от обморожения. Особенно береги от мороза пальцы рук и ног, кончик носа и уши.
5. Летом нельзя слишком долго загорать под солнцем, это может привести к опасному ожогу кожи.
- Ребята, а какие причины болезней людей вы знаете?
- По каким признакам можно понять, что человек заболел? (Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота u др.)
Какие врачи нас лечат.
-Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней. Бывает ли так на самом деле в нашей жизни?
- Кто лечит вас, когда вы болеете?
- Как называется врач, который лечит на дому взрослых? (Терапевт)
- Детей? (Педиатр)
- Зубы? (Стоматолог)
- Глаза? (Окулист)
- Уши, горло, нос? (Отоларинголог)
- Делает операции? (Хирург)
Есть, конечно же, еще много других врачей, о которых вы узнаете со временем.
- Какие лечебные учреждения вы знаете?
- Чем они отличаются и что у них общего?
Итог занятия
-Чем запомнилось вам наше занятие?
-Что понравилось больше всего?
- Что вы для себя уяснили?