Елена Литяго
Конспект занятия по краеведению «По страницам «Азбуки родного края»»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- дать детям начальное представление об истории возникновения и развития города Воронежа;
- воспитывать интерес к прошлому и настоящему родного края;
- прививать любовь к своей малой Родине, знать достопримечательности города;
- познакомить детей с историей названий улиц города;
-выразительно и громко читать стихи.
У каждого человека и у всего человечества
Есть место святое на свете - Отечество!
- Как вы понимаете, что такое Отечество?
- Какой город для вас является Родиной?
- Любите ли вы свой город?
- А за что вы его любите?
Публикация «Конспект занятия по краеведению „По страницам „Азбуки родного края““» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- Ребята, мало любить свой родной город, надо знать его историю.
Как нет дерева без корня, так нет страны, нет народа, нет города
без истории.
Я предлагаю открыть сегодня первую страницу «Азбуки Родного
края».
Город, как человек: каждый своеобразен и неповторим, у каждого свое лицо, свой характер, своя судьба. Внешний облик города, как и человека, зависит от времени и места рождения, от биографии, от всего, что зовется историей.
Много-много лет тому назад в глухом лесном краю, где протекали полноводные реки Дон и Воронеж и еще множество небольших речек, где могучие дубы отражались в глади прудов, возник Воронеж. Представьте себе, что вам надо выбрать место для будущего города,
- Где оно будет: на равнине или на холме?
(на холме город лучше освещается солнцем, обдувается ветром, с холма лучше просматриваются окрестности; врагу труднее незаметно приблизиться)
-Как вы думаете, что еще должно быть в тех местах? Что необходимо человеку для жизни? (вода)
- Где ее взять? (в реке, озере)
- Зачем нужна вода человеку?
(Река, которая и напоит, и умоет, и рыбой накормит; кроме того, по реке удобно перемещаться с места на место)
- Без чего еще человеку не обойтись? (без пищи)
Но в те далекие времена магазинов не было. Кругом леса да болота.
-Как быть?
(в лесах есть звери и птицы, на которых можно охотиться; есть грибы и ягоды, орехи, которые можно есть; есть лекарственные
растения)
- Если лес кормит, как мы можем его назвать? (кормилец)
- Если лес лечит, то он.? (лекарь)
- Из чего строили люди свое жилье тогда? (из дерева)
Видите, как важны были леса для жизни людей.
А еще, ребята, в этих местах была плодородная черноземная почва, на которой все хорошо росло.
Вот в таком месте, на берегах рек, среди лесов, на холмах и зародился Воронеж.
Но не смотря на непроходимые леса, холмы, враги все равно пробирались сюда. Тогда жители стали строить вокруг поселения стены из бревен с башнями и воротами, огораживали, городили. Слово «город» в древности означало только деревянные или каменные стены; позднее так стало называться все пространство внутри.
Дома были из бревен, которые соединялись между собой без гвоздей. На
концах бревен делали топором вырубки и закрепляли бревна.
Крыши в основном были соломенные.
Позже дома стали строить из камня и кирпича.
- Как вы думаете, почему люди перешли на каменные постройки (из-за пожаров)
Да, страшный враг есть у дерева. Это - огонь. К несчастью наш Воронеж горел много раз. Сжигали его враги, страдал он и от случайных пожаров.
Как в засушливое лето
Загорится что-то где-то,
Дым закружится седой
В слободе за слободой.
Тын за тыном, дом за домом,
По лачугам, по хоромам,
Запылает весь Воронеж,
Как в печи горят дрова.
Но каждый раз воронежцы заново отстраивали свой город.
В те далекие времена Воронеж прочно обосновался на правом высоком берегу.
А на месте сегодняшнего Левого берега, где мы с вами живем, были пески, росли сосновые боры. Река Воронеж в те времена была очень глубоководной, по ней ходили суда.
- А кто из вас знает, почему Воронеж называю колыбелью русского военного флота? (по приказу царя Петра I, здесь были построены первые суда для русского военного флота).
- На том месте, где сейчас Адмиралтейская площадь, и строились тогда суда флотилии. И руководил этим строительством сам российский царь Петр I.
В память об этих событиях в городе был воздвигнут памятник
Петру I.
- А знаете ли вы, ребята, на чем ездили воронежцы в старину? (на лошадях, запряженных в повозки, кареты, сани)
на конках - вагон, едущий по рельсам, который везут лошади;
на паровичках - первый трамвай (3 вагона, в первом вагоне - паровая машина, топили дровами)
Шли годы. Старинный русский город Воронеж становился все красивей и удобней для жизни человека (дома каменные, кирпичные, многоэтажные; на улицах города появляется электротранспорт)
В далеком 1912 году на песчаном левобережье возникли Отроженские вагоноремонтные мастерские, которые потом стали заводом.
В 1931 году завод посетила немецкая рабочая делегация. И после этого заводу было присвоено имя немецкого деятеля Эрнста
Тельмана.
В годы войны этот завод ремонтировал танки, а в наши дни - вагоноремонтный завод им. Тельмана - одно из крупнейших железнодорожных предприятий России.
В годы ВОВ фашисты сожгли, разбомбили Воронеж, но не убили его. Город выстоял и победил.
Ребенок: Славен город наших дедов,
В жизни многое изведав,
Он стоит из года в год -
Наша гордость и оплот.
Следующая станица «Азбуки родного края».
«Воронеж сегодня»
Рассказ ребенка о флаге и гербе города Воронежа.
Рассказ ребенка по карте города Воронежа.
Наш любимый город за заслуги перед Отечеством награжден 2 Орденами, ему присвоено почетное звание Города Воинской
Славы,
- А знаете ли вы, сколько лет нашему Воронежу? (429) Год образования 1585.
Ребенок:
Есть на земле такие города,
Которых не состарили года.
Таков и ты, мой город, мой Воронеж.
Ты молодо шагаешь по векам.
Ребенок:
Хоть Воронежу много лет,
Но он совсем не старится.
Потому, что воронежцы
Делами хорошими славятся.
Сколько замечательных, выдающихся людей родилось, училось и жило в нашем городе. Мы можем узнать об этом по названиям улиц города. Рассказы детей:
ул. Переверткина, ул. Одинцова, ул. Артема, ул. Артамонова, ул. Маршака, ул. Никитина, ул. Кольцова, ул. Феоктистова.
Вы видите, ребята, каких замечательных людей родила земля
воронежская.
Я уверена, что и вы в будущем станете настоящими воронежцами,
что мы будем гордиться вами, вашими успехами.
Вы - наше будущее. А будущее должно быть всегда лучше, прекраснее.
Подведение итогов конкурса рисунков на тему: «Воронеж - вчера,
сегодня, завтра».
И ничто в нашей жизни - не мимо.
И ничто в нашей жизни - не зря.
Можно быть на земле нелюбимым,
Не любить эту землю нельзя!