Светлана Сергуткина
Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры детей
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
«Творчество в музыкально - ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»
Этапы работы над темой по самообразованию:
1. Диагностический (постановка проблемы)
2. Прогностический (определение целей и задач работы над темой)
3. Практический (выступление на педагогических советах, родительских собраниях, проведение открытых занятий, выступление на концертах.
Цель:
Публикация «Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры детей» размещена в разделах
1. Содействие творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально- ритмических движений.
2. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Слышать смену частей в музыке.
2. Развивать чувство ритма, используя звучащие жесты, игру на палочках, на музыкальных инструментах.
3. Учить различать динамическую, тембровую окраску музыки, чувствовать характер музыки и передавать его в движении.
4. Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.
5. Развивать творческое воображение посредством музыкальных образов.
6. Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в музыкально- ритмических движениях.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
1. Изучение литературы по теме.
2. Самоанализ и самооценка НОД.
3. Проведение утренников, досугов и развлечений по теме.
4. Работа с родителями: консультации, беседы.
«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».
Д. Д. Шостакович.
Актуальность:
Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки
– одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б. М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Цель:
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
2. Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
2. Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Формы работы :
• Проведение мониторинга в начале учебного года.
• Изучение литературы.
• Использование ресурсов.
• Разработка сценариев праздников и развлечений.
• Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
• Разработка картотек.
• Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег.
• Семинар -практикум для педагогов ".
• Информационный материал на стенде для родителей.
• Папки-передвижки для родителей.
Этапы работы над темой по самообразованию:
I. Диагностический (постановка проблемы) : cентябрь 2020г. - май 2021г.
• детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
• анализ затруднений
II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой) : сентябрь – октябрь 2020г.
• разработка системы мер, направленных на решение проблем
III. Практический (выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях.
• посещение методических объединений для музыкальных руководителей города.
IV. Обобщающий (анализ работы) : май – август 2021г.
• оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.
План работы
Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, мастер-класс, статья, проект и т. д)
сентябрь
Изучение теоретического материала по данной теме и применение его на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе.
«Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию "Ладушки")
Сентябрь - май
Продолжить изучение пособия «Секреты Терпсихоры"
Киенко О. Л. Подготовка воспитанников к концертам и утренникам. Сентябрь - май
Стендовый материал Оформление информаций для родителей «Музыкальные игры с ребёнком дома», "Зачем ребёнку нужны танцы? "«Как организовать досуг детей дома»
Октябрь-май
Изготовление и использование картотеки музыкально -дидактических игр Музыкально -дидактические игры для развития музыкально -ритмических движений. Ноябрь - май
Семинар -практикум для педагогов "Учимся танцевать"
февраль
Консультация для воспитателей
«Музыкально-дидактические игры по развитию ритмики в самостоятельной музыкальной деятельности».
март
Музыкально-дидактические игры на группах Изготовление и использование музыкально- дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений (в группах) март
Анкетирование родителей «Какую музыку мы слушаем дома»
апрель
Итоговая диагностика музыкальных способностей детей Результаты мониторинга май
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э., Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПб. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144с.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Санкт – Петербург: - ЛОИРО, 2000.
3. Замятина Т. А., Стрепетова "Музыкальная ритмика" : Учебно-методическое пособие: Издательство "Глобус", 2009г.
4. Зарецкая Н., Роот З. Я. Танцы в детском саду. М. 2006.
5. Зарецкая Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ /Н. В. Зарецкая. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.- 96с.
6. Каплунова И. М/ Новоскольцева И. А. ,Программа музыкального воспитания «Ладушки» И. А. Издательство «Композитор Санкт – Петербург», 2007.
7. Киенко О. Л. «Секреты Терпсихоры" г. Харьков
8. Роот З. Я. Танцевальный калейдоскоп. М., 2004.