Наталия Миколаюк
Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача, как родителей, так и педагогов. Неслучайно одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (ФГОС ДО Общие положения 1.6.)
Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии творческих способностей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания.
Публикация «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Творчество – не новый предмет исследования, оно всегда привлекало внимание учёных и практиков. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Ни у кого уже не вызывает сомнения, что начинать развитие творческого потенциала, следует с самого раннего возраста, когда ребенок только еще начинает открывать для себя окружающий мир. Таким образом, одной из самых важных задач для педагогов, психологов и родителей на современном этапе, является индивидуальный подход к развитию творческого потенциала ребенка. Развитие потенциала творчески одаренных детей предполагает внедрение в практику педагога инновационных технологий. В решении задачи по развитию креативных способностей дошкольников может помочь такая арт-терапевтическая технология, как песочная терапия.
Этот метод - прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
На сегодняшний день песочная терапия очень распространенная и доступная форма работы с детьми, которая дает значительные положительные результаты. Главное – оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
Актуальность
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы и развития творческих способностей детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют творческому развитию ребенка и тесно связано с его жизнью, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания : тревожность, выражающая в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются чёрствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.
Игры с песком имеют большое значение для психического здоровья, развития творческих способностей, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
Таким образом, рисование песком позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической
чувствительности;
- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Цель технологии «Песочная терапия» : развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств и творческих способностей, осознание нравственных понятий детьми посредством песочной терапии.
Задачи:
- формировать представления детей о свойствах песка;
- побуждать создавать, понимать песочный сюжет;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
-развивать эмоционально-чувственный опыт детей, художественное восприятие, творческое воображение, мыслительную, речевую активность;
- воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи,
сотрудничеству.
Теоретическая значимость
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а ее применение имеет свои особенности. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Можно сказать, что сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром М. Ловенфельд и другими. К изучению игротерапии в последнее десятилетие стали обращаться многие педагоги и психологи и сказкотерапевты.
Цель песочной терапии состоит в том, чтобы дать возможность ребенку быть самим собой, а не менять и переделывать его. Именно игра является символическим языком для самовыражения ребенка, поэтому, управляя игрушками, он может лучше показать себя, чем смог бы выразить в словах свое собственное отношение к себе, к взрослым, к событиям в своей жизни и к окружающим.
Психологической наукой доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребенок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них.
Практическая значимость
Внедрение технологии «Песочная терапия» проходило в муниципальном дошкольном образовательном учреждение Сетищенский детский сад «Сказка» в младшей разновозрастной группе «Солнышко».
В детском саду ведется разносторонняя деятельность по всем направлениям. В соответствии с ФГОС работа должна совершенствоваться, быть результативной, поэтому решили разработать и внедрить технологию «Песочная терапия» как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников.
Для реализации технологии песочной терапии в группе была дополнена развивающая предметно-пространственная среда :
1. «Мини - песочница» : водонепроницаемый пластиковый таз.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Также желательно иметь игрушки и вещи из металла, глины, пластмассы, словом, все, что может быть использовано в песочных играх.
4. Коллекции фигурок:
-образы людей – фигурки различного пола и возраста (семья, представители профессий, национальностей, вымышленные персонажи);
-животные –дикая и домашняя фауна, сказочные и доисторические звери;
-всевозможные птицы и насекомые;
-рыбы, морские млекопитающие и пр. ;
-различные растения – деревья, кустарники, цветы;
-небесные явления (луна, солнце, радуга, звезды);
-дома, предметы интерьера, продукты питания;
-различный транспорт (наземный, воздушный, водный);
-заборы, мосты, памятники и пр. ;
Работа началась с ознакомления детей с песком и его свойствами, которая проводилась в форме игр-экспериментов с песком и демонстрации презентации «Песок вокруг нас». Так же дети были ознакомлены с правилами безопасной работы с песком. Реализация поставленных в проекте задач велась через работу кружка «Песочные чудопревращения». Работа проводится 1 раз в неделю во второй половине дня в игровой форме.
На начальном этапе большое внимание уделялось развитию мелкой моторики, психоэмоциональной сферы детей. Дети создавали простейшие изображения, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою песка (домик, кубик, мяч и т. д.) при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок. Если ребенок что – то захотел добавить или изменить в рисунке, ему было достаточно провести ладошкой по песку и вновь начать творить.
Затем дети создавали картины, используя технику насыпания песка. Мои темы работ постепенно усложнялись, появлялись сюжетные картины, пейзажи и т. д. Использовали мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе работы и по окончании ее ребенок сам рассказывал о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствовало познанию мира и развитию связной речи детей, так же пополнялся словарный запас детей (например, при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т. д.)
Работа проходила под тихую музыку, что также способствуовало развитию психоэмоциональной сферы и развитию самостоятельного творчества ребенка.
Каждое занятие с детьми по песочной терапии начиналось с ритуала приветствия, который способствовал сплочению детского коллектива, помогал им настроиться на работу. Далее проходила основная часть занятий, которые были направлены на снижение уровня тревожности и страхов. А также на коррекцию таких психических процессов как внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета, развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений, совершенствование умения и навыков практического общения, развитие фантазии, побуждение ребенка к активным действиям концентрации внимания, стабилизация положительного эмоционального фона. После основной части проводилась рефлексия, дети проговаривали о том, что почувствовали, что понравилось, что нового узнали. Затем ритуал прощания.
В ходе данной работы можно было заметить, что детям очень нравились занятия. Дети научились различным формам преодоления страхов и пробовали применять их на практике. Можно отметить сплочение детского коллектива за время проведения проекта. По окончании проведения проекта «Волшебная песочная страна» можно сказать, что уровень тревожности и страхов снизился. Дети стали более спокойные и уверенные в себе.
Для развития эмоциональной сферы, мелкой моторики, воображения, творческих способностей проводились :
• пальчиковые игры: "Гроза" "Цветочки" "Колокольчик" и т. д по лексическим темам;
• психогимнастика: упражнения: "Исследование лица", "Сидящий - стоящий", "Общение в паре", "Зеркало", Упражнение "Мое настроение", "Как ты себя чувствуешь?". Игры: "Вот он какой", "Тень", "Запретный номер";
• игры на развитие ассоциативности мышления: "Что на что похоже ", «Сюрреалистическая игра ", "Волшебные кляксы ", Словоассоциации";
• игры на развитие воображения : «Волшебные секреты», «У бабушки в гостях», «Что это может быть?» (зрительно, «Как можно использовать этот предмет?», "Что не дорисовано?", "Чего на свете не бывает?".
Работа с родителями.
При работе с родителями была проведена консультация для родителей
«Безопасные игры детей в песочнице», которая дала им представление о роли игр с песком и их безопасной организации. Так же было проведено собрание «Песочная анимация для развития ребенка». Это собрание было проведено с целью расширения знаний родителей о пескографии. С этой же целью была проведена деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада, родители). Для вовлечения родителей и повышения из заинтересованности в работе по реализации пескографии в ДОУ были проведены совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
Создание газеты «В гостях у песочного человека» и фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители” были организованы с целью информирования родителей о работе над проектом.
На заключительном этапе при работе с детьми была проведена диагностика, с целью выявления изменений уровня творческого развития детей.
При проведении мониторинга были получены следующие результаты.
Результаты изменений уровня творческого развития детей
младшей разновозрастной группы «Солнышко»
Способности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
Самостоятельно применяет усвоенные способы деятельности, в зависимости от ситуации изменяет способы решения задач (творческий подход) 7
58,3%
2
16,6% 3
25% 4.
33,4%
2
16,7% 6
50%
Способен предложить собственный замысел и воплотить в рисунке, постройке, рассказе. 6
50% 3
25%
4
33,4%
3
25%
2
16,7%
6
50%
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы 5
41,5% - 5
41,5% 4
33,4% 2
17% 8
66,6%
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений 7
58,3%
2
16,6% 3
25% 4.
33,4%
2
16,7% 6
50%
Формирование целостной картины мира
6
50% 3
25%
4
33,4%
3
25%
2
16,7%
6
50%
Заключение.
В заключении, на данном этапе работы хотелось бы сказать, что кроме минут восхищения, игры с песком способствуют :
• развитию ручной умелости и зрительно-двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму;
• развитию всех сторон речи;
• стабилизируют эмоциональное состояние детей;
• развитию произвольного внимания и памяти.
Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации (навыки общения и эмпатии).
Развитие творческих способностей у детей, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.
Литература
1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам. / /Дошкольное образование : издательского дома «Перое сентября».2016.№ 12. С. 6. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия
2. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2017.-№1.-С. 50-52
3. Бондарцева,С. Н. «Домик развития можно строить на песке» /С. Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. -2016.-№3.-С. 5.
Детская психология – моторика рук (развитие) – песок (игры)
4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2015.-вып. 10.-С. 42-47.
Коррекционные учреждения (8вид) – цвет (восприятие) – песочная терапия – занятия (конспекты)
5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2014.№5.-С. 26-29
Детская психология – психотерапия – песочная терапия (организация) – игры с песком
6. Жителева,С. С. «Песочная терапия» /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду. -2016.-