Маргун Варвара Павловна
Конспект занятия для учащихся 10–11 лет «Песни, закаляющие характер. Трудовые песни»
▼ Скачать
ВВЕДЕНИЕ
Тема труда нашла отражение во многих народных песнях. Люди, занимавшиеся физическим трудом : лесорубы, грузчики, бурлаки - складывали песни, чтобы облегчить свою тяжёлую работу. Песня объединяла их работу, делала её более размерной и дружной. Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями тянули баржи по Волге и другим большим рекам. Свой тяжёлый труд они сопровождали песнями. Тема тяжёлого труда бурлаков нашла отражение в произведениях художников, поэтов, писателей, композиторов.
Публикация «Конспект занятия для учащихся 10–11 лет „Песни, закаляющие характер, Трудовые песни“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Детям очень нравятся занятия, на которых мы обращаемся к фольклору. Русская песня - как средство духовно - нравственного воспитания учащихся.
Актуальность:
Тема интересна и актуальна, так как:
- помогает расширить музыкальное пространство ребёнка;
- способствует его духовному росту;
- создаёт условия для формирования интереса к истории своего народа,
семьи, традициям и культуре;
- воспитывает бережное и уважительное отношение к национальному
творчеству.
Цель: познакомить обучающихся с песнями о труде
Задачи:
Образовательная: продолжить накопление сведений о народной музыке, познакомить с жанром песен о труде, с особенностями этого жанра.
Развивающая: развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, чувство ритма, память.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ, за его неисчерпаемый талант.
Занятие проводится для детей.
Тип занятия : углубление и закрепление знаний.
Методы:
- словесные (рассказ, беседа, показ, объяснение);
- наглядные (показ приемов исполнения);
- практические (вокальные упражнения, исполнение песен)
Структура занятия :
1. Организационный момент (распевание)
2. Теоретическая часть (рассказ новой темы)
3. Практическая часть (изучение нового материала)
4. Обобщение изученного материала (рефлексия)
Музыкальный видео - материал:
Русская народная песня «Эй. Ухнем»
«Урожайная» И. О. Дунаевский.
Русская народная песня «Во кузнице»
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, компьютер, диски, репродукции картин «Бурлаки на Волге» И. Репина, «Хлеб» Т. Яблонской, портреты композиторов и художников.
Ожидаемые результаты:
• Воспитывать чувство гордости за свою Родину, знать культуру своего народа и края.
• Научиться петь: звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения;
• Знать жанры вокальной музыки русских композиторов, народное творчество.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (распевание)
Музыкальное приветствие. (Приложение 1)
Ребята, обратите внимание на экран, прочитайте слова В. Ф. Одоевского. («Нигде так явственно не выражается характер народа, как в его музыке».)
О чём они? (О музыке русского народа).
Вспомните, чем мы занимались на прошлых занятиях? (Знакомились с жанрами народных песен).
2. Теоретическая часть (рассказ новой темы)
Сегодня мы так же познакомимся с «Музыкой нашего народа. Трудовыми песнями».
Мы будем с вами музыку России изучать
Красивую, привольную, земля как наша мать.
Ах, русская, раздольная так песня хороша,
Ведь в ней живет прекрасная народная душа.
И этой песней русскою приветствую вас я.
Звучит отрывок песни «Эй, ухнем». В исполнении Ф. И. Шаляпина и просмотр репродукции картины И. Репина «Бурлаки на Волге».
(Приложение 2)
- О чем рассказала эта песня?
- Когда исполняли такие песни?
- К какому жанру относится эта песня? (трудовая песня)
Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собою огромную баржу - ему всюду помогала песня.
- Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни?
Трудовые песни объединяли единым ритмом работу, облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей, делали ее размеренной, точной, дружной.
Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Работа бурлаков была особенно тяжелой. С самой ранней весны, они тянули огромные баржи по берегам Волги.
Художник Илья Репин (Приложение 3) запечатлел труд бурлаков в своей картине «Бурлаки на Волге». Произведение, привлекающее простотой, правдивостью, глубокой человечностью. Картина была задумана под впечатлением увиденного: бурлаки тянули баржу по реке. На фоне ясного летнего неба их одежда, бурые от загара лица. Тяжелый труд бурлаков был символом порабощения человека. Символом его страданий, беспросветной жизни. Но художник нам показывает, как труд людей сплачивает и что вместе делать какое-то непосильное дело, легче. Изображённые на полотне 11 фигур – это 11 личностей богатырской силы, доброты, суровости.
3. Практическая часть (изучение нового материала)
А теперь споем все вместе, так же дружно, как пели ее бурлаки, слова такие:
Русская народная песня «Эй, ухнем!» (исполнение гл. темы)
Эй, ухнем!
Эй, ухнем!
Ещё разик, ещё раз! (2 раза)
Ребята, как вы думаете, могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?
Бурлаки пели, когда тащили против течения нагруженное судно. Давайте мы подпоем и послушаем песню «Эй, ухнем» в исполнении великого русского певца Ф. Шаляпина, который сам родился на Волге, хорошо знал жизнь простого народа (показ портрета). (Приложение 4)
Какое впечатление оказала на вас песня?
Какое настроение у песни?
Какие слова повторялись?
Песня объединяла усилия людей, помогала им, подчиняя их движения единому ритму.
Ребята, но картина – не иллюстрация к песне, а самостоятельное произведение искусства.
А сейчас мы послушаем, а потом исполним русскую народную песню «Во кузнице»
Вы должны в своем исполнении показать широту, удаль русской души, создать музыкальный образ. Внимание на экран, там представлен текст.
Исполнение всей песни «Во кузнице» (Приложение 5)
Вы большие молодцы, справились с песней.
А сейчас послушаем песню, которая называется «Урожайная», композитор М. И. Дунаевский (показ портрета). (Приложение 6)
Слушание и просмотр видео из кинофильма «Кубанские казаки».
Сравнение с песней «Эй, ухнем».
Сравнение:
Темп - медленный и быстрый;
Лад – минор и мажор;
Тембр – низкий мужской голос – бас и яркое звучание смешанного хора;
Темп - маршевость с преобладанием нисходящих интонаций и танцевальность с преобладанием восходящих интонаций.
(просмотр репродукции картины «Хлеб» Т. Яблонской.)
Ребята, посмотрите, это картина Т. Яблонской «Хлеб». (Приложение 7)
Какое настроение у колхозниц?
Картина «Хлеб» была написана после войны. На переднем плане картины мы видим женщин, которые как в жидком, расплавленном золоте стоят в рассыпанных на земле зернах пшеницы. Они сверкают в лучах ласкового солнца, дарящего людям свое живительное тепло. Женщины радостно смеются. Им весело от того, что прекрасная погода, что такой богатый урожай народился. Они рады тому, что трудятся не покладая рук. Народу очень много, и все они заняты одним общим делом – убирают урожай. Люди переговариваются между собой. Кажется, что вот-вот раздастся задорный смех.
Труд для них – не тяжелая, изнуряющая обязанность, а потребность души, доставляющая наслаждение. Потому и радостны лица работающих.
Своим творением художница прославляет хлеб. Картина звучит гимном крестьянскому труду, который кормит всех людей.
«Хлеб - всему голова», «Хлеб - главное богатство»- говорит народ. Хлеб дороже золота. В каждом зернышке труд людей, и каждое зернышко на радость людям. (см. картину)
Ребята, скажите какую бы вы написали музыку, чтобы передать настроение, выраженное в картине? (лад, характер, состав исполнителей, темп, динамика).
4. Обобщение изученного материала (рефлексия)
Давайте вспомним:
С какими жанрами народных песен вы познакомились на занятии?
Значит, тема сегодняшнего занятия какая была? («Музыка нашего народа. Трудовые песни»).
С какими картинами мы сравнивали трудовые песни? («Бурлаки на Волге» И. Репина, «Хлеб» Т. Яблонская)
В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния.
Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н. Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города…»
Всем спасибо за занятие, до свидания.
Выход под музыку «Во кузнице» (видео).