Наталья Сергиенко
Сценарий конкурса тематических программ «Песни великой Победы» (Дом культуры)
▼ Скачать + Заказать документы
Веселовкий Дом Культуры
Сценарий конкурса тематических программ
Маршрут – деревня малая»,
посвященного празднованию 76-ой Победе Великой
Отечественной войне
Номинации конкурса :
«ПЕСНИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
СОСТАВИЛА : СЕРГИЕНКО НАТЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
ЗАВЕДУЮЩАЯ СЕКТОРОМ ПО РАБОТЕ С ПЕНСИОНЕРАМИ
Декорации :фото поющих солдат под гармонь в годы ВОВ, флаг ордена Кутузова, плакат «ПЕСНИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»,
Публикация «Сценарий конкурса тематических программ „Песни великой Победы“ (Дом культуры)» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Дом культуры. Сценарии мероприятий в ДК
- Песни. Все материалы на тему песен
- Сценарии конкурсных мероприятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2021
Атрибуты: буклет со словами песен, игра «Угадай песню». Шлем, телефон, автомат, газеты.
Ведущий: Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
Добрый день, дорогие гости, друзья! Мы рады встречи с вами.
Наша дружеская беседа будет посвящена песням. Песням нашей Победы.
Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная преобразующая сила.
А сколько песен было создано на войне!
В 75 летие Победы мы решили поговорить о песнях, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты в годы Великой Отечественной войны.
При исследовании военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений
не только патриотические и победные песни объединяли силы солдат, передавали атмосферу военного времени и чувства веры в победу, но и шуточные и задорные песни являлись важным фактором для подъема и придания сил. Их солдаты пели в минуты отдыха на привале.
Какая песня для вас является самой символической о войне …
КАТЮША НАПИСАНА В 1938 ГОДУ
муз. М. И. Блантера сл. М. В. Исаковского
Как же родилась «Катюша»?
Вначале Михаилом Васильевичем. Исаковским были написаны стихи — всего несколько строк. «Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора Матвей. Исаакович Блантера.
«Я начал одну песню»,— сказал мне Михаил Васильевич и показал четверостишие, — вспоминает Блантер. — Это было удивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая игра ударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке. Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным.
И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне.
Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание.
И вдруг появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни :
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
Споем те вместе нашу легендарную Катюшу.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕСНИ «ТРИ ТАНКИСТА"
Песня впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в 1939 году. Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов — поэта Бориса Ласкина композиторов Дмитрия и Даниила Покрасс, был режиссер-постановщик “Трактористов” Иван Александрович Пырьев.
Вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, он писал: «Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной.
События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и Борис. Ласкин, которому было поручено написать песню к фильму. И начали складываться строчки:
На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят…»
С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма. «Этому трудно поверить, — говорил он потом, — но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга».
В том, что трудился не напрасно, что моя работа была нужна нашим бойцам, убедился скоро говорил Ласкин. Когда закончились съемки картины «В тылу врага», повезли показывать ее на передовую. А ехатъ-то было меньше часа, враг стоял на самых подступах к Москве. Показывали ленту в лесу, в каком-то сарае, под прикрытием боевого охранения. Мы, артисты, изрядно волновались, и не без оснований: события, о которых шла речь в фильме, по сравнению с теми, что происходили в действительности, выглядели. не слишком уж серьезными, поверхностными, наивными, что ли. Но как реагировали бойцы! Насколько они были великодушны к нашим очевидным промахам и натянутостям, как радовались тому, что враг бежит хотя бы на экране, как верили в неизбежность нашей победы! Да, таких зрителей надо было еще заслужить.
Наутро, когда я вышел из блиндажа, вижу: идут солдаты в походном строю. Усталые, лица обветренные, с оружием в руках. Поздоровал-ся, а они мне в ответ хором простуженными голосами из «Трактори-стов» :
Три танкиста — три веселых друга —
Экипаж машины боевой.
В ту минуту я был на все готов ради этих смертельно измученных, но сильных духом и песней ребят. В атаку бы с ними пошел, не задумываясь».
"В ЗЕМЛЯНКЕ",
сл. А. Сурков, муз. К. Листов, 1942г.
До тебя мне дойти не легко, а до смерти – четыре шага…
Одна из самых первых лирических песен военных лет, "В землянке", "родилась" совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне в своем письме к ней. Сурков вспоминает: "Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать "домашних" строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…" После этого, продрогший и уставший Алексей Сурков, отогревался в землянке и писал в блокнот строки знаменитой песни. "Так бы и остались эти стихи частью письма, – продолжает он свои воспоминания, – если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". "Что-нибудь" не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Через неделю Константин Листов исполнял эту песню в редакции газеты, оставив репортерам нотные записи. А уже сотрудники газеты представили песню "Комсомольской правде", где она была принята безоговорочно и напечатана 25 марта 1942 года. Оттуда она и пошла в народ, на фронт, в тыл, полюбилась многим не только в СССР, но и за рубежом, в войсках союзников. Интересен тот факт, что за пассаж "до смерти четыре шага", песню долго пытались "не пропустить", просили заменить эти строки, т. к. считали их "упадническими", но тут за песню вступились все, кто ее любил, и слова остались неизменными. До сих пор мы с удовольствием исполняем эту проникновенную композицию.
НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ
Слова А. Фатьянова
Музыка В. Соловьева-Седого
Летом 1942 года состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова и поэта Алексея Фатьянова. «Я познакомился с ним в Оренбурге. ,- писал позже В. П. Соловьев-Седой, -
На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык.
Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Не разделяя восторгов композитора, советская цензура произведение «забраковала». На фоне тяжелейшего положения на фронтах, непрестанных кровопролитных боев, стихотворение Фатьянова сочли чересчур лиричным и легкомысленным. А после были Сталинград и Курск. В 1943 году Соловьев-Седой приступает к написанию музыки песни «На солнечной поляночке». Первоначально музыка «Тальяночки», так называли песню в период Войны, звучала как лирический вальс, однако сам композитор таким решением оказался не доволен: «Было в ней что-то, с чем я не вполне был согласен, — рассказывал он. — Мелодия казалась мне расслабленной, нечеткой и самое главное — не сливалась в единый образ с текстом. И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию. На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим.
«СМУГЛЯНКА»
– песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора,
Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. – «Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война… Вы же автор героических песен»,– говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. в 1944 году Новикову позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, – и спросил, нет ли у него новых песен. Новиков принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку», именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту».
В 1944 году ансамбль впервые исполнил военную песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.
.
«На поле танки грохотали»
Без преувеличения можно сказать, что песню «На поле танки грохотали» хоть раз в своей жизни слышал каждый россиянин. Очень трогательная мелодия, тихая и грусная печалит сердце. Благодаря своему неторопливому ритму и проникновенности, она вошла в число любимых многими поколениями военных песен. Ни автора, написавшего простые, но искренние строки, ни музыканта, создавшего удивительную мелодию никто не знает, поэтому и считается она народной.
Во- первых, благодаря ее огромной популярностию Во –вторых-конкреного композитора и автора слов у нее нет. Никто даже и непытался притянуть к себе авторство этой песни, что не единожды (к большому стыду) случалось с некоторыми популярными народными песнями. В – третьих, как у настоящей народной песни, у нее имеются десятки, если не сотня вариантов текстов. Причем не только танкисторв, а еще для партизан, машинистов поездов, разведчиков и так далее.
Накануне Великой Отечественной фильм «Большая жизнь» был главным блокбастером советского кинематографа. Когда грянула война, треки из кинокартины стали фронтовыми. Народную песню о коногоне солдаты переделали в историю о погибших танкистах.
Новый виток популярности ждал композицию после выхода на телеэкраны музыкального фильма «Старые песни о главном». Зрителей покорила версия «По полю танки грохотали» в исполнении Николая Фоменко, Виктора Рыбина и Сергея Мазаева.
"День Победы",
сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов, 1975г.
Этот день мы приближали как могли.
Главная "победная" песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях, наверное, был бы неполным. Однако путь ее к слушателю был тернист! Написанная по предложению Гостелерадио для участия в конкурсе на лучшую песню о войне, объявленном в честь 30-летия Победы, она не то, что не заняла никакого места, Более того, вызвала болезненную, острую реакцию старших коллег Тухманова. Против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио.
Причина была в музыке и её авторе. Поэт Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие). А Давид Тухманов был молодым автором, известным в первую очередь по эстрадным шлягерам. Хотя Тухманов уже создал хиты "Последняя электричка", "Эти глаза напротив", "Белый танец", "Песенка про сапожника", "Я люблю тебя, Россия", "Гуцулочка", "Мой адрес – Советский Союз", "Как прекрасен этот мир" и многие другие, никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола, у него ещё не было. Кстати, исполнила на конкурсе песню жена Давида Тухманова Татьяна Сашко.
Был и второй "минус" – в музыке песни "День Победы" были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота, некоторые назвали песню "цыганщиной". Не устраивали и современные методы оркестровки (например, использование бас-гитары). В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.
Леонид Сметанников исполнил песню на съёмках передачи "Голубой огонёк" в канун 9 мая 1975 года. Это исполнение вызвало массу восторженных писем, но долго так и оставалось единственным исполнением в эфире.
Лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил "День Победы" в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, и "День Победы" был исполнен ещё раз – на "бис". После этого песню стала петь вся страна. Более того, песня настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого "День Победы" навсегда остался в репертуаре военных песен.
К слову, "День Победы" давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира