Дружинина Екатерина
Сценарий музыкальной гостиной «Первые ступеньки детского творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА»
М/ р. : Скажите мне, ребята, почему вы знаете,что я человек?
Дети: Вы живая и вы двигаетесь.
М/р: Автомобиль тоже двигается и вода в реке течет.
Дети: Вы умеете разговаривать, а это умеет только человек.
Публикация «Сценарий музыкальной гостиной „Первые ступеньки детского творчества“» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
М/р: Хорошая мысль. Только вот что я вам скажу: разговор бывает разный. Представьте, что я взяла книжку и читаю в ней слова как попало. Например, так : «Зелёный ходит дуб налево, у Лукоморья говорит, златая ночью песнь ученый, направо кот на дубе том»(кто-то из детей говорит, что в этой нескладушке слова какие-то знакомые).
М/р: Конечно, вы услышали знакомые слова из сказки «Руслан и Людмила»А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный…»(показ слайда картины).Вот видите, как замечательно разговаривает с нами А. С. Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становится живой волшебной картиной. Можно произносить слова просто так, бездумно, попросту болтать, а можно говорить взволнованно, с чувством.
(М/р на бумаге делает кляксы разных цветов).
М/р: Вот посмотрите, перед вами несколько ярких пятен. Вот красная краска - красивая, правда? А вот зелёная, словно весенняя трава, а вот синяя, как морская вода, в которой отражается небо. Как вы думаете, это красивые картины (ответы детей).Вам весело, когда смотрите на эти картины? Или тревожно? А может грустно? (ответы детей). Вы просто видите разноцветные пятна. Попробуем смешать все эти краски (смешивает).Получилось ещё хуже. Цвета сами по себе красивые, но в компанию собрались бессмысленную. А вот обратите внимание сюда:(слайд картины «Витязь на распутье»Васнецова)
М/р: расскажите, что вы видите на этой картине (ответы детей).Правильно, витязь спокойно сидит в седле, задумчиво опустив голову, никуда не торопиться, не мчится, не размахивает мечом, думы у него видно не веселые: куда не поедешь, всюду опасности подстерегают, как гласит надпись на придорожном камне: «На- право пойдёшь коня потеряешь, на лево - сам пропадёшь». Как вы думаете, повернет ли витязь назад или поедет по страшной дороге вперёд (ответы детей).Правильно, это храбрый воин, он хоть и устал, но всё равно ничего не испугается. Сейчас он тронет своего верного коня - и вперед, навстречу опасностям, на борьбу с Соловьём-Разбойником и другой нечистью. Ну а вы, окажись на месте этого витязя, как бы поступили? (ответы детей). Вот видите, эта картина заставила вас задуматься. Картина призывает вас быть сильными и мужественными. А ведь художник не говорит нам ни слова. Он разговаривает с нами при помощи линий и красок. Но ведь вы поняли, о чём он говорит.
(М/р предлагает провести детям рисование по технике «кляксография» М/р: не только слова, но и линии, краски,человеческие жесты могут разговаривать. На своём языке говорят и музыкальные звуки. Чтобы их понять, нужно знать их язык.
(Звучит шелест листьев, подвывание ветра, скрип).
М/р: ребята, что вы слышите? (дети: «шелест»).
М/р: На что он похож (дети: «на шелест листвы»).Он доносится то тише, то громче, порывами, это значит, что дует (дети: «ветер»).
(М/р показывает детям заранее приготовленную ветку с листьями).
(Звучит скрип)
М/р: А это что за звук? (дети:«скрип». Это ветер раскачивает ветви старого дерева»).А почему старого? (дети: «да потому, что слышен скрип ветки, сухой, корявой, такие бывают только у очень старого дерева».)
(М/р демонстрирует корявую старую ветку).
(Звучит шум моря).
М/р: ребята, а здесь какой звук? (дети: «это шум волн»).
(М/р показывает волнообразную веточку).
Фонопедическое упражнение «Весенние голоса»
Дети располагаются по кругу на полу: так им будет удобнее наблюдать друг за другом. Сказать детям, что в этом весёлом задании они сами будут подражать различным звукам природы, которые можно услышать весной. Текст говорит М/р, дети же озвучивают.
Пригрело весеннее солнышко (все поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце и каждый поёт звук фальцетом.)
С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, изображая бульканье ручья)
До краёв наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)
Перелился через край (несколько детей по знаку на фоне «бульканья» делают голосом «волну» вверх, вниз)
Выбрались из под коры жучки и букашки (жжж- в нижнем регистре, ззз-ззз в высоком регистре)
И полетели кто куда (шепотом на разной высоте)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (щур-щур-шур)
И вылез ёжик (сопят носом, энергично втягивают и выдувают воздух)
Ожил и муравей (каждый поёт острые, весёлые звуки в разных регистрах)
Лес наполнился птичьими голосами (имитируют птичьи голоса)
Вот и пришла весна (как в начале)
М/р: А как вы думаете- шелест, скрип, плеск это- музыка? Разве может музыка получится из всяких там шипений, грохотов и тресков? (ответы детей). Музыка получается из поющих звуков, т. е. музыкальных. А те звуки, что мы слышали - это шумовые, они могут существовать сами по себе. Например, звуки природы. (звучат природные звуки). Эти звуки от человека не зависят, а вот музыкальные, поющие звуки человек создал сам.
Звуковая игра «Угадайка» (за ширмой звучат разные звуки: стук по дереву, звон стекла, скрежет металла, шелест страниц, завод часов, щёлканье выключателя.) Дети стараются угадать.
М/р: я предлагаю вам помузицировать, т. е. поиграть. Мы будем придумывать свою музыку.
Опыт 1: «Стаканная музыка»(М/р демонстрирует набор хрустальных стаканов, дети пробуют постучать об них деревянным карандашом, получается у всех одинаковый звон, а потом в них наливают разное количество воды и замечают, что одинаковые с виду стаканы зазвучали по-разному.)
Опыт 2: «Струна»(натянуть тонкую резиночку, зажав один её конец зубами и играть на ней как на струне)
Опыт 3: «Спичечная арфа» (натянуть резиновые струны на спичечную коробку. На пустой коробке струны звучат намного громче из-за того, что в пустой коробке получается эхо. «Арфу» можно настроить по- разному (с разной силой) натянуть резинку. Ребёнок на такой самодельной «арфе» подбирает простенькие мелодии - попевки.)
М/р: Молодцы, ребята, вы стали маленькими музыкантами- изобретателями!
Хлеб начинается с зерна, вы это знаете. Так вот музыкальные звук- это зёрна музыки. Для их добычи люди придумали музыкальные инструменты. Придумали, построили, научили говорить. Не так просто было научиться собирать музыкальный урожай. Люди этому учились тысячи лет. Но об этом, в следующий раз при встрече в нашей музыкальной гостиной.
Все виды музыкальной деятельности воспитывают слуховое внимание, развивают способность слушать и слышать, запоминать, понимать звук, слово. Приобщение детей к музыке имеет огромное значение для формирования у них внутреннего мира, эмоционального и духовного интеллекта. Это очень важно для развития не только творческого потенциала, но и таких личностных качеств, как эмпатия, рефлексия, креативность, произвольность внимания и памяти, эстетическое отношение к действительности. Развитие творческих способностей ребёнка было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания. Чрезвычайная изобретательность, природная активность, вера в свои возможности являются ценным источником их творческого развития.
Список использованной литературы
1. Алиева Т. И. Ребенок в мире образа // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2. — С. 68-73.
2. Гримоть А. А., Ходонович Л. С. Подружись с музыкой. — М. : Феникс, 2009. — 126 с.
3. Ходонович Л. С. Ребенок. Игра. Творчество. — М: Феникс., 2007. — 98с.
4. Ходонович Л. С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх. — М. : Академия, 2010. — 285 с.
5. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М. : Академия, 2009. — 288 с.